Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

Цифровая экономика




В структуру национального проекта "Цифровая экономика Российской Федерации" входят 6 федеральных проектов:

1. "Нормативное регулирование цифровой среды";
2. "Информационная инфраструктура";
3. "Кадры для цифровой экономики";
4. "Информационная безопасность";
5. "Цифровые технологии";
6. "Цифровое государственное управление".

В целях реализации национального проекта "Цифровая экономика Российской Федерации" в 2018 году Проектным комитетом Курганской области приняты 4 региональных проектов Курганской области:

Федеральный проект "Нормативное регулирование цифровой среды" направлен на разработку и принятие ряда нормативных правовых актов, направленных на снятие первоочередных барьеров, препятствующих развитию цифровой экономики, в частности, в таких сферах как: гражданский оборот, финансовые технологии, интеллектуальная собственность, телекоммуникации, судопроизводство и нотариат, стандартизация и иных.

Планируется урегулировать вопросы, связанные с идентификацией субъектов правоотношений, электронным документооборотом, сбором, хранением и обработкой данных, в том числе персональных. По мере решения первоочередных отраслевых задач и общесистемных вопросов формирования единой цифровой среды доверия набор мероприятий будет расширяться, в том числе применительно к другим сферам правоотношений и отраслям законодательства.

Планируется поэтапная автоматизация отдельных процессов нормотворчества и формирования правоприменительной практики, включая внедрение механизмов формирования и использования машиночитаемых норм и использования возможностей современных и перспективных технологий искусственного интеллекта, обработки больших данных, технологий распределенных реестров и других перспективных технологий.

Федеральный проект "Информационная инфраструктура" направлен на создание глобальной конкурентоспособной инфраструктуры передачи, обработки и хранения данных преимущественно на основе отечественных разработок.

Реализация проекта позволит обеспечить современными услугами связи, в том числе фиксированным широкополосным доступом к сети "Интернет" (далее - ШПД), беспроводным ШПД, телефонией, IP-телевидением жителей городов, сельских малых и труднодоступных населенных пунктов. Доля домохозяйств, использующих ШПД, среди общего числа домохозяйств на территории Российской Федерации должна составлять не менее 89% к концу 2021 года и не менее 97% к концу 2024 года.

Будет обеспечено подключение медицинских организаций, в том числе фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, к сети Интернет. Перечень объектов подключения фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов (далее - ФАП) сформирован на основании официальных писем Минздрава России.

В рамках реализации мероприятий по подключению государственных (муниципальных) образовательных организаций, реализующих программы общего образования и (или) среднего профессионального образования к сети "Интернет" (в течение 2019 - 2024 годов) планируется подключить по сервисной модели общеобразовательные организации на скорости до 100 Мбит/с для городских общеобразовательных организаций (школы и колледжи) и до 50 Мбит/с для сельских общеобразовательных организаций (школы и колледжи).

Начиная с 2019 года будет осуществляться работа по подключению к ШПД органов государственной власти и местного самоуправления. 

Предполагается, что подключение социально значимых объектов будет осуществляться комплексно, по населенным пунктам, в том числе с численностью жителей 100 - 500 человек. До 70% объектов (за исключением учебных заведений) будет подключено по беспроводным технологиям подвижного широкополосного доступа. Подключение остальных объектов будет производиться в рамках выполнения гарантированных контрактов, заключаемых администрациями регионов за счет средств субсидий. Требования к объему и качеству предоставления услуг определяются правилами предоставления субсидий регионам. 

Федеральный проект "Кадры для цифровой экономики" прежде всего направлен на реализацию ряда ключевых направлений развития системы образования: обновление содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка кадров для работы в системе, их переподготовка и повышение квалификации, а также создание наиболее эффективных механизмов управления отраслью.

Содействие гражданам в освоении цифровой грамотности и компетенций цифровой экономики предполагает создание общедоступного бесплатного онлайн-сервиса по освоению цифровой грамотности, а также государственной системы персональных цифровых сертификатов на развитие компетенций цифровой экономики. 

В результате реализации федерального проекта будут достигнуты следующие показатели:
- 120 тыс. человек принято на программы высшего образования по ИТ-специальностям в соответствии с установленными Минобрнауки России контрольными цифрами приема;
- 270,0 тыс. работающих специалистов, включая руководителей организаций и представителей органов исполнительной власти (начиная с 2019 года) прошли обучение по компетенциям цифровой экономики;
- 1000 тыс. человек прошли обучение по развитию компетенций цифровой экономики в рамках государственной системы персональных цифровых сертификатов;
- 10 млн. человек прошли обучение по онлайн программам развития цифровой грамотности;
- все выпускники системы профессионального образования обладают ключевыми компетенциями цифровой экономики;
- получили поддержку 2 000 проектов, направленных на разработку перспективных образовательных технологий цифровой экономики.

Поддержка талантливых школьников и студентов в области математики и информатики предполагает выявление и поддержку лучших преподавателей, школьников, выпускников и аспирантов в области математики и информационных технологий, разработку и апробацию учебных симуляторов, тренажеров, виртуальных лабораторий для изучения математики, информатики, создание и функционирование сети международных научно-методических центров.
В результате будут достигнуты следующие показатели:
- 1 455 образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным программам и имеющим лучшие результаты в преподавании предметных областей "Математика", "Информатика" и "Технология", получили грантовую поддержку на распространение своего опыта;
- 33 тыс. обучающихся по программам основного общего и среднего общего образования, проявивших выдающиеся способности в области математики, информатики и технологии, получили грантовую поддержку;
- 133 тыс. детей приняли участие в профильных сменах различной тематической направленности в области математики и информатики, технологий цифровой экономики, в лагерях, организованных образовательными организациями, осуществляющими организацию отдыха и оздоровления детей;
- разработаны 76 цифровых учебно-методических комплексов и учебных симуляторов, тренажеров, виртуальных лабораторий для реализации общеобразовательных и дополнительных общеобразовательных программ, программ среднего профессионального образования по предметным областям "Математика", "Информатика" и "Технология" и функционируют 30 экспериментальных площадок на базе общеобразовательных организаций, организаций среднего профессионального образования, образовательных организаций дополнительного образования детей по внедрению цифровых учебно-методических комплексов, учебных симуляторов, тренажеров, виртуальных лабораторий;
- функционируют 5 международных научно-методических центров и 15 спутников для проведения исследований, изучения и распространения лучших международных практик подготовки, переподготовки и стажировки продвинутых кадров цифровой экономики в областях математики, информатики, технологий.

Федеральный проект "Информационная безопасность" направлен на достижение состояния защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет и устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации в условиях цифровой экономики.

В рамках указанных направлений планируется осуществить:
- разработку системы мер поддержки российских производителей продуктов и услуг ИКТ, осуществляющих патентование продуктов за рубежом;
- разработку предложений по продвижению отечественных решений в области информационной безопасности за рубежом;
- разработку стандартов безопасности для киберфизических систем, включая "Интернет вещей", а также - требований и методик проверки киберфизических систем, включая "Интернет вещей";
- разработку стандартов для обеспечения надлежащего уровня обеспечения безопасности для систем, реализующих облачные, туманные, квантовые технологии, систем дополненной реальности, а также систем, реализующих функционал искусственного; интеллекта;
- ввод в эксплуатацию информационной системы обеспечения целостности, устойчивости и безопасности функционирования российского сегмента сети "Интернет" (далее - ИС "Интернет");
- создание национального удостоверяющего центра, для обеспечения устойчивости взаимодействия устройств в российском сегменте сети "Интернет";
- создание корпоративных центров ГосСОПКА, обеспечивающих оказание услуг в области обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак и реагирования на компьютерные инциденты для физических лиц, индивидуальных предпринимателей и малого бизнеса, в том числе не относящихся к субъектам критической информационной инфраструктуры;
- создание ресурса для дистанционной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и открытия им счетов в кредитных организациях с использованием технологии, защищенной с использованием криптографических средств, на основе документов нового образца, содержащих персональные данные гражданина, включая биометрические, а также усиленную квалифицированную электронную подпись указанных данных;
- создание инфраструктуры сбора биометрических данных граждан и выдачи документов нового образца, содержащих усиленную квалифицированную электронную подпись и биометрические данные гражданина на территории всех субъектов Российской Федерации;
- создание прототипа общедоступного антивирусного мультисканера для проверки на наличие признаков вредоносной активности, определение необходимых ресурсов;
- создание первой очереди национальной базы знаний индикаторов вредоносной активности;
- развитие подходов к повышению грамотности и практико-ориентированной подготовке в области кибербезопасности для представителей бизнеса и государства на базе опыта ведущих компаний цифровой экономики;
- осуществление развития значимых платежных систем и обеспечение их информационной безопасности, в том числе в части использования в них российских криптографических средств;
- создание киберполигона, реализованного в том числе с использованием облачных технологий, для обучения и тренировки специалистов и экспертов разного профиля, руководителей в области информационной безопасности и ИТ, современным практикам обеспечения безопасности;
- создание независимых центров по техническому тестированию программного и аппаратного обеспечения, в том числе средств обеспечения безопасности информации, позволяющих компаниям получить доступ к аналитической информации и результатам независимого тестирования предлагаемых на рынке решений;
- создание механизмов стимулирования разработки отечественного программного обеспечения и увеличения его доли в условиях цифровой экономики с помощью акселерации перспективных бизнес-идей, венчурного финансирования, льготного кредитования, премирования за найденные уязвимости;
- реализация комплекса мер по обеспечению информационной безопасности национальных волоконно-оптических сетей связи с применением квантовых технологий.

Федеральный проект "Цифровые технологии" направлен на достижение цели национальной программы по увеличению внутренних затрат на развитие цифровой экономики за счет всех источников (по доле в валовом внутреннем продукте страны) не менее чем в три раза по сравнению с 2017 годом.

В 2019 году запланировано формирование перечня потенциальных лидирующих исследовательских центров (ЛИЦ) с последующим отбором не менее 9 из них, которым будет оказана поддержка. В 2020 году будут также отобраны еще не менее 9 ЛИЦ по направлениям развития "сквозных" технологий. С указанными центрами в 2020 году планируется реализовать не менее 200 исследовательских проектов, а в 2021 году увеличить их число до 300. Важной задачей реализации указанных мероприятий является создание цифровых платформ для исследований и разработок по направлениям сквозных технологий. в 2019 году будет создано не менее 2-х пилотных цифровых платформ, а в 2020 году - на основе пилотной апробации не менее 2-х платформ будет запущено в промышленную эксплуатацию.

В рамках реализации проекта также предусмотрена поддержка российских высокотехнологичных компаний - лидеров, разрабатывающих продукты и платформенные решения для цифровой трансформации приоритетных отраслей экономики и социальной сферы. Для этого предполагается сформировать требования и провести 2 очереди отбора таких компаний (первая очередь в 2019 и вторая - в 2020 году). 

В рамках поддержки проектов по разработке и внедрению цифровых технологий и платформенных решений в 2019 году будет определен порядок и оказана поддержка приоритетным отраслевым проектам и проектам субъектов Российской Федерации.
Предполагается отобрать не менее 20 отраслевых проектов в рамках первой очереди отбора и поддержать не менее 20 проектов субъектов Российской Федерации в 2019 году. В 2020 году - не менее 40 отраслевых проектов и не менее 40 проектов субъектов Российской Федерации, а в 2021 году - не менее 60 отраслевых проектов и не менее 60 проектов субъектов Российской Федерации.

Федеральный проект "Цифровое государственное управление"  оказывает прямое влияние на обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере за счет использования цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения и субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, а также обеспечивает качественное улучшение ряда показателей, отражающих рост национальной экономики и социальной сферы. Реализация проекта позволит осуществить окончательный переход на электронное взаимодействие граждан и организаций с государством, а также сделает более удобным указанное взаимодействие для граждан и организаций.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления получат в распоряжение эффективные механизмы автоматизации своей деятельности, а также межведомственного информационного оборота.
В частности, реализация федерального проекта предполагает:
- обеспечение предоставления государственных и негосударственных услуг и сервисов в цифровом виде в соответствии с прогрессирующими потребностями современного общества в условиях становления цифровой экономики;
- обеспечение цифровой трансформации органов государственной власти и органов местного самоуправления, направленной на повышение качества осуществления возложенных на них функций, уменьшения издержек при их осуществлении, создание системы управления данными, в том числе сбора, хранения, обработки и распространения данных;
- обеспечение эксплуатации и развития инфраструктуры электронного правительства;
- преобразование институциональных и организационных механизмов взаимодействия Российской Федерации и Евразийской экономической комиссии в рамках реализации цифровой повестки ЕАЭС.



Дата изменения: 21.06.2019 19:55