Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

Век парламентаризма в России

В 2006 году исполнилось 100 лет первому парламенту России - законодательному органу государственной власти.

Традиции деятельности представительных органов власти в России имеют давнюю историю. Вечевые собрания в IX-XV вв., земские соборы в XVI-XVII веках, органы местного самоуправления и земские учреждения — всё это свидетельствовало о развитии народного представительства во властных структурах.

Манифест от 6 августа 1905 г. учредил официальное народное представительство в Российской империи. «Ныне настало время призвать выборных людей от всей земли Русской к постоянному и деятельному участию в составлении законов, включая для сего в состав высших государственных учреждений особое законосовещательное установление, коему предоставляется разработка и обсуждение государственных доходов и расходов», — гласил данный документ. 

Порядок выборов в первую Государственную Думу определял закон о выборах, изданный в декабре 1905 года. Согласно ему учреждались четыре избирательные курии - землевладельческая, городская, крестьянская и рабочая.

Первое заседание парламента - Государственной Думы и Государственного Совета - состоялось 27 апреля 1906 года. Законодательную деятельность в течение двенадцати лет осуществляли депутаты четырех созывов Думы.

6 октября 1917 года Временное правительство постановило распустить Думу в связи с подготовкой к выборам в Учредительное собрание.

Возрождение Государственной Думы связано с Указом от 21 сентября 1993 года № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации». 12 декабря 1993 года прошли первые выборы в Государственную Думу, — нижнюю палату Федерального Собрания Российской Федерации.

По инициативе Федерального Собрания РФ законодательные органы государственной власти всех субъектов Российской Федерации в течение 2006 года приняли участие в проведении юбилейных торжеств. Согласно постановлению Курганской областной Думы утвержден план мероприятий по подготовке и проведению 100-летия Государственной Думы России, в которых приняли участие депутаты зауральского парламента. Кроме того, был проведен конкурс научно-исследовательских работ по теме «Традиции парламентаризма в Курганской области».

Выступления депутатов на тему юбилея парламентаризма в России:


Людмила Ганеева, депутат Курганской областной Думы I, II, III созывов:

"Курганская областная Дума I созыва избиралась не по закону, а по временному положению о выборах, в соответствии с Указом президента Ельцина. Этим Указом были распущены Советы народных депутатов. Выборы прошли 27 марта 1994 года. Было избрано 25 депутатов. Депутатами могли быть тогда и представители исполнительной власти. У нас депутатами были в том числе главы администраций районов. Срок полномочий областной Думы был определен в два года. Это переходный период. Нам, как и всем, кто жил в переходный период, было очень тяжело, но необычайно интересно.

На первом заседании мы избирали руководителя представительного органа. Было несколько кандидатур, проводилось тайное голосование. Жесткое обсуждение каждой кандидатуры. В результате тайного голосования был избран Олег Алексеевич Богомолов. К тому времени он был членом Совета Федерации. Мы избрали также заместителя председателя – Светлану Анатольевну Гулькевич.

Из помещений у нас был один кабинет и старый Большой зал. Мы сформировали комитеты, стали придумывать им названия, определять оптимальное число. Все нынешние названия дал наш комитет, тогда он назывался «комитет по нормативным актам и законности», а теперь – по законодательству и государственному строительству.

Думы проходили у нас часто. Мы не были так регламентированы, как сегодняшняя Дума, хотя у нас и был регламент. Наша главная задача была – создать за два года всю законодательную базу Курганской области.

Свою работу мы начали с основного документа – Устава Курганской области. Мы подобрали двух  юристов. Создали несколько редакций Устава. Принимали Устав в течение недели. Надо отдать должное Светлане Анатольевне Гулькевич – она опытнейший юрист. Олег Алексеевич пригласил из Совета Федерации Любовь Болтенкову, доктора юридических наук. Сопротивление шло жесточайшее. Представьте: были Советы, и вдруг – Губернатор, губерния, муниципалитеты. Яростное сопротивление, отталкивание этих понятий.

1 декабря 1994 года мы приняли Устав одними из первых в Российской Федерации. Устав наш проходил различные экспертизы, в том числе международные. Он был признан и остается одним из лучших в России. 

Также мы создали все выборное законодательство Курганской области. Сделали так, чтобы последующие созывы Думы могли работать в полной мере.

Сегодня экономика стабилизируется. Нет таких прецедентов, когда зарплату и пенсию не платили по 8 месяцев. В связи с этим, сейчас, наверное, проще работать.

Темп работы Думы более устоявшийся. Создано сильное правовое управление. Депутатам нужно своевременно заниматься кодификацией, то есть внесением изменений в областные законы в соответствии с федеральным.

Сложнее сегодня в том, что спектр интересов, который надо бы законодательно обеспечить, расширился. Но, я считаю, что депутатский корпус подготовлен, люди грамотные, во всех вопросах хорошо разбираются.

К партийности парламентариев я отношусь с предубеждением. Главная партия для депутата – это его избиратель, поэтому отчитываться депутат должен прежде всего не перед руководством партии, а перед народом.".

 

Виктор Павлов, депутат Курганской областной Думы IV созыва, председатель комитета по социальной политике, член комитета по законодательству и государственному строительству, член фракции «Единая Россия»

"Парламентаризм в России имеет достаточно сложную историю. Первые Думы в начале прошлого века были созданы в условиях революционных волнений. Я думаю, что во многом действия депутатов подтолкнули к революции. Конечно, была монархия, но я думаю, что просвещенная монархия – это очень хорошо.

В настоящее время у нас, конечно, существуют Госдума, Совет Федерации, Президент, но все это выборные органы, все это меняется. Я думаю, что Россия не готова к частой смене лидеров. Демократия – дело хорошее, но не беспредельная свобода должна быть. В целом, я думаю, мы движемся по пути демократическому.

Уже 12 лет, как избрана Курганская областная Дума, а до этого были Советы народных депутатов, тоже сессии проходили. Я был депутатом областного Совета и членом областного исполнительного комитета. Но там, на мой взгляд, просто штамповались решения, созывались сессии, все документы были заранее подготовлены, депутаты автоматически поднимали руки: приняли и разошлись. Внизу еще был буфет, отоваривались там (тогда был дефицит) и довольные уезжали.

Сейчас все по-другому. Напряженная работа. Напряженная в каком плане: поступает много документов, много решений, законодательных инициатив и так далее. Нам гораздо больше приходится общаться с народом: проводятся частые встречи с избирателями, поездки по районам. Нам надо знать жизнь нашего населения, чтобы адекватно реагировать при утверждении бюджета, при решении социальных вопросов, тем более сегодня, когда Президент провозгласил четыре приоритетных национальных проекта. Большинство из них – это вопросы социальные. Нужно их решать.".


Евгений Кафеев, депутат Курганской областной Думы IV созыва, член комитета по экономической политике, комитета по бюджет, финансовой и налоговой политике, член фракции «Единая Россия»:

"С каждым годом, мне кажется, мы все больше приближаемся к цивилизованному обществу. Законодательная власть стоит на первом месте. Если будет сильна законодательная власть, то сильно будет и государство. В моем понимании сильный парламент – это коллектив грамотных людей, умеющих работать, знающих состояние дел в регионе и законы, желающих помочь населению области.

Когда появилась первая областная Дума, у людей было еще недопонимание ее функций: законодательное собрание постоянно сравнивали с Верховным Советом. Советы народных депутатов, конечно, были, но они существовали, скажем так, по разнарядке: должен быть рабочий, доярка, ученый… Современные выборы – это выражение воли народа, конкуренция между кандидатами.

Я надеюсь, мы придем к тому, что люди будут выбирать за конкретные дела, а не за простые обещания. Жалко, что многие граждане не пользуются своим правом, не обращаются к депутатам.

Большой плюс, что в состав депутатского корпуса входят представители разных профессий. Ведь когда исполнительная власть готовит какие-то документы, она может не знать всех тонкостей. Будет ли работать тот или иной законопроект – в этом нам, депутатам, и помогает разобраться наш профессиональный опыт, наши практические знания в той или иной сфере.".



Наталья Пальшина, депутат Курганской областной Думы IV созыва, член комитета по социальной политике, комитета по законодательству и государственному строительству, руководитель фракции «ЛДПР»:

"Что касается выборов в Государственную Думу, то политическая партия ЛДПР уже на протяжении 16 лет говорила о выборах только по партийным спискам, потому что одиночки-одномандатники ничего не решают в Госдуме. Такую же систему выборов нужно перенести на региональные парламенты и на муниципальные образования, чтобы была полная вертикаль.

Что касается нашей областной Думы, то очень хорошо, что создано две фракции. Как законодательный орган областная Дума напрямую влияет на жизнь населения Курганской области. Если мы хотим улучшить и активизировать деятельность областной Думы и приблизить ее к народу, депутат должен работать на постоянной основе, он должен ежедневно работать с народом и для народа.".


Александр Емелин, депутат Курганской областной Думы IV созыва, заместитель председателя комитета по социальной политике, член комитета по аграрной политике и природным ресурсам, член фракции «ЛДПР»:

"К сожалению, многие решения, принимаемые областной Думой пока носят титульный характер. Мы не можем сказать, что областной парламент совсем не нужен, ведь кто-то должен приводить областное законодательство в соответствие с федеральным. Но то, что мы отдалены от проблем, касающихся нашей области, что полномочия нашего парламента ограничены в этом, то, что наши инициативы не доходят, нас не слышат в Москве, – это плохо.

По большому счету, парламентаризм развивается, но лучшие традиции были утеряны за 70 лет, когда у нас была диктатура одной партии. И сейчас это прослеживается. Однако за большинство борются все парламенты мира – в этом, может быть, есть доля разумного, но у нас, по-моему, это пока не приемлемо, должен быть баланс. Думаю, в следующей Государственной думе должен быть положен конец переходу депутатов из одной политической партии в другую.".


Валерий Веревкин, депутат Курганской областной Думы III и IV созывов, член комитета по экономической политике, комитета по законодательству и государственному строительству:

"Говорить о 100-летии парламентаризма в России можно только с точки зрения формальной даты. В период советского государства на территории нашей страны, был, конечно, не совсем тот парламентаризм, который мы видим сегодня. По-видимому, истинный парламент был 100 лет назад: первая Государственная дума, которая, наверное, на тот период соответствовала своим задачам, чаяниям народа, и достаточно хорошо дополняла те общественные институты, которые создавались в Российской Империи. В период советского государства формирования парламентаризма как такового не происходило.

Что можно сказать о парламентаризме за 12 лет на территории Российского государства, на территории нашего субъекта? Первый этап проб и ошибок пройден, он пройден достаточно успешно. Сегодня наше региональное законодательное собрание – это уже не то собрание, которое впервые приступило к работе, когда не было ни Устава, ни регламента, ни коридора, разграничивающего полномочия. Приходилось работать с листа, со слова. Сегодня мы это все преодолели. Необходимая законодательная база наработана. Появились опытные парламентарии. Я считаю, что этот опыт передается от созыва к созыву. Он имеет свойство углубляться и нарастать. Даже по сравнению с третьим созывом я вижу значительный прогресс.

Единственное, о чем я хотел бы сказать: мы почему-то все считаем необходимым идентифицировать себя с Европой, с парламентами Европы. Это не совсем правильно. Политическая система европейских государств несколько иная, менталитет народа иной, чем у нас. Я считаю на сегодня очень большим упущением то явление, что в парламент у нас будут выдвигаться только по партийным спискам. Учитывая то, что у нас партии не имеют такого всеобъемлющего охвата населения, мне видится, что большая часть наших граждан, достигших избирательного права, окажутся выключенными из участия в работе парламента. Я считаю, что это огромный недостаток.

Мне бы хотелось, чтобы после некоторого осмысления, после того, как мы накопили опыт на территории Российской Федерации и на территории нашего субъекта, осмыслить: а правильно ли мы это сделали? а доросли ли мы до той зрелости политической в нашем обществе и дорастем ли мы вообще в ближайшие годы? Мне кажется, было бы полезнее дать возможность и общественным организациям участвовать в выдвижении своих кандидатов во все уровни власти и, конечно же, парламентов.

Сегодня роль законодательного собрания трудно переоценить. Мы работаем в контексте конституционном, выполняя задачу законодателей.".

Анатолий Аленин, депутат Курганской областной Думы I, II, III созывов:

"Мы, депутаты первых созывов областной Думы, по сути, стояли у истоков той демократии, которую хотим иметь у себя, хотим, чтобы она завоевала пространство России. Путь к этому не совсем гладкий, и практика 12-летнего существования областной Думы это показала.

Я помню время, когда мы могли сказать губернатору, что он не соответствует своей должности. Я считаю хорошо, что нас не постигла участь первых четырех Государственных дум. Это говорит о том, что мы соответствовали тем требованиям, которые выдвигало тогда общество.

Первая областная Дума во многом шла своим путем. Если нынешняя четвертая Дума развивает традиции предыдущих трех Дум, то первая работала «с нуля». К примеру: как писать Устав? Это был большой вопрос. Я помню, как мы готовили первое заседание Думы: как оно должно проходить, где, какие документы нужно раздать и так далее.

Оглядываясь в прошлое, мне кажется, мы, депутаты прошлых созывов, достаточно поработали, создали хорошую законодательную базу. Большинство законов, скажем, по моему социальному комитету, работают сегодня на территории Курганской области на 100 процентов.".


 

Дата изменения: 18.01.2019 09:39