Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

Выступления депутатов Курганской областной Думы

18.09.2018

Выступление Председателя областной Думы Д.В. Фролова на круглом столе на тему «Экономические, социальные и юридические аспекты незаконного оборота алкогольной и табачной продукции. Причины роста теневого рынка и меры противодействия, 18.09.2018 г.


Фролов Дмитрий Владимирович



Добрый день, уважаемые участники круглого стола!

Курганская областная Дума неоднократно обращала внимание на необходимость принятия эффективных мер борьбы с теневым сектором экономики. Это касается незаконной предпринимательской деятельности, необходимости легализации «серых доходов» и противодействия контрабанде.
В апреле 2018 года данный вопрос рассматривался на заседании Совета законодателей Российской Федерации. Мы направляли соответствующие обращения и законодательные инициативы в Федеральное Собрание. Совместно с Управлением МВД России по Курганской области был подготовлен проект федерального закона о внесении изменений в статью 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Он предусматривал усиление ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения. Низкий размер штрафа (от  500 до 2 тысяч рублей) для лиц, которые в частности, незаконно осуществляют торговлю алкогольной продукцией, не оказывает профилактического эффекта на нелегальных продавцов. Проект федерального закона прошел согласование в Совете законодателей, но в 2017 году был отклонен Государственной Думой.
По экспертным данным в последние годы в России существенно вырос объем реализуемой нелегальной продукции. В первую очередь, это связывают с незаконным оборотом алкогольных и табачных изделий. Теневой сектор экономики наносит серьезный ущерб нашим производителям, предпринимателям, осуществляющим легальную торговлю, федеральному и областному бюджету, и, конечно же, потребителям, которые не могут быть уверены в качестве приобретаемой продукции.
К сожалению, применяемые в последнее время меры административного регулирования, позволяют лишь частично выявить теневой сектор. При этом они попутно создают серьёзные трудности для тех, кто работает полностью в правовом поле.
Нелегальная продукция на рынке замещает легальную. В этом главный урон теневого сектора для добропорядочных производителей.
Мы неоднократно говорили о том, что внедрение системы ЕГАИС, направленной на борьбу с контрафактной продукцией в рознице, может привести к сокращению легальной торговли в сельской местности. Еще в 2016 году областная Дума подготовила законопроект, предусматривающий исключение сельских поселений из сферы применения требований по фиксации и передаче информации о розничной продаже алкогольной продукции. Но наша инициатива не была поддержана депутатами Государственной Думы. Как следствие, за последние годы в Курганской области количество организаций, имеющих лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, сократилось на 60%! Если в 2011 году их насчитывалось 688, то в 2018 году – только 275. Снижается не только количество лицензиатов, но и самих торговых объектов, где реализуется алкогольная продукция. Так на 1 января 2016 года она осуществлялась в 1209 магазинах. Уже через год их стало на 200 меньше, а на 1 января 2018 года осталось 991.
Особенно сильно от этих негативных процессов пострадала сельская местность и, в частности, потребительская кооперация. В последние годы мы многое делаем для формирования благоприятных условий организации кооперативного движения.  В 2016 году принят соответствующий закон Курганской области. Вместе с тем, 111 магазинов потребительской кооперации или более 40% от их общего количества были вынуждены отказаться от торговли алкогольной продукцией. Как следствие, сокращается торговая сеть в сельской местности.
Основные причины сложившейся негативной ситуации связаны с высоким уровнем затрат для обеспечения соответствия лицензиата требованиям действующего законодательства. Результатом является    нерентабельность деятельности торговых организаций, работающих в сельской местности. Как вы знаете, предприниматель или организация должны ежегодно уплачивать государственную пошлину за лицензию, которая составляет 65 тысяч рублей. Но в последние годы появились и другие обязательные расходы. Подключение к системе учета проданной алкогольной продукции обойдется примерно в 80 тысяч рублей, приобретение онлайн-кассы - более чем в 40 тысяч рублей. Итого затраты составляют, как минимум, 185-190 тысяч рублей. Зачастую эта сумма равна годовой прибыли от розничной продажи алкоголя.
Курганская областная Дума неоднократно обращала внимание федеральных органов власти на возможность и необходимость установления дифференцированного размера государственной пошлины за предоставление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в зависимости от статуса населенного пункта и количества обособленных подразделений. Аналогичные обращения направляли и наши коллеги по Уральскому федеральному округу.  Однако решение так и не принято.
С июля 2016 года все подакцизные товары продаются только с применением контрольно-кассовых машин, независимо от используемой предпринимателем системы налогообложения и местонахождения торгового объекта. Напомню, что ранее индивидуальным предпринимателям, работающим в сельской местности и уплачивающим единый налог на вмененный доход, разрешалось обходиться без них. Ситуация усугубилась вследствие того, что в 2017 году предприниматели оказались должны приобрести новое контрольно-кассовое оборудование с фискальными накопителями, передающими данные в налоговую службу.
В 2017 году федеральный законодатель предусмотрел необходимость отдельного получения лицензий на розничную продажу алкогольной продукции для магазинов и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания. Кстати, последние были выведены из сферы полномочий органов государственной власти регионов в части регулирования торговли алкоголем. Но в связи с данными изменениями организации, осуществляющие одновременно и тот и другой виды деятельности, вынуждены ежегодно приобретать по две лицензии и уплачивать госпошлину в размере 65 тыс. рублей за каждую.
Это лишь немногие примеры существующих проблем правового регулирования и тех сложностей, с которыми приходится сталкиваться законопослушным предпринимателям.
Курганская область, как и многие другие приграничные регионы, столкнулась с ростом рынка контрафактной продукции, широким проникновением контрабандного алкоголя и табачных изделий.
По оценкам экспертов, объём реализуемой нелегальной табачной продукции в России и в Курганской области показывает устойчивую тенденцию роста и достигает 8 процентов от общего объёма рынка. В 2017 году ущерб федерального бюджета от недополученных налогов составил не менее 30 млрд. рублей. Это почти годовой доход бюджета Курганской области. Ежегодно у нас в регионе изымаются сотни тысяч бутылок с нелегальным алкоголем, ликвидируются целые «производства», где осуществляется маркировка алкоголя поддельными акцизными марками.
Правоохранительные и контролирующие органы фиксируют присутствие в торговых точках области продукции, произведенной в Казахстане для своего внутреннего рынка. Указанная продукция ввозится на российский рынок нелегально, реализуется незаконно, минуя систему ЕГАИС. При этом извлекается значительная прибыль. Это снижает товарооборот лицензированных организаций, делая их неконкурентоспособными.
Основная причина связана с увеличением разрыва между ставками акцизов стран-участниц Таможенного Союза. В конечном итоге в рознице разница уровня цен доходит до нескольких раз. Совершенно обоснованная государственная политика, реализуемая в Российской Федерации, и направленная на снижение доступности алкогольной и табачной продукции, столкнулась с ростом поставок указанной продукции из Казахстана и Республики Беларусь.
К сожалению, не стала менее острой проблема изготовления и сбыта крепких спиртных напитков домашней выработки. В прошлом году областная Дума была вынуждена исключить статью об административной ответственности за указанное правонарушение из областного закона «Об административных правонарушениях». Это связано с необходимостью приведения регионального законодательства в соответствие федеральному. Правда, за прошлый год по этой статье к ответственности был привлечен только один человек. Это связано с тем, что с 2014 года сотрудники полиции не могут осуществлять выявление правонарушителей по региональному административному законодательству. Указанное полномочие было передано должностным лицам органов местного самоуправления.
Потери от незаконной торговли подакцизной продукцией несет не только легальный бизнес. Еще раз хотел бы подчеркнуть, что значительный ущерб наносится государству и обществу. Уменьшается объём налоговых отчислений в бюджеты всех уровней и взносы во внебюджетные фонды. Скажем прямо, что фактически создается угроза национальной безопасности. Нелегальная торговля снижает эффективность принимаемых государством мер по охране здоровья населения, так как делает более доступной алкогольную и табачную продукцию для несовершеннолетних. Как правило, продавцов этой продукции меньше всего интересует возраст покупателей.
Кроме того, следствием расширения теневого сектора экономики является рост организованной преступности, сокращение легальных рабочих мест, ухудшение условий работы бизнеса.
Защита честного предпринимателя предполагает неотвратимость наказания для нарушителей.
Мы считаем, что существует необходимость совершенствования контроля и ужесточения ответственности.  В прошлом году в этой сфере был принят целый комплекс федеральных законов.  
Внесены изменения в Уголовный кодекс и увеличен размер штрафов за производство и оборот нелегальных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и установлена ответственность физических лиц за их продажу. Предусмотрена уголовная ответственность за производство, закупку, поставку, хранение, перевозку и розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, совершенные в крупном и особо крупном размере.
Также внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за незаконную продажу алкогольной продукции, в соответствии с которыми повышен размер санкций за производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии. Введена новая статья (статья 14.171), которой установлена ответственность за незаконную продажу алкогольной продукции физическими лицами. Правда, в областную Думу уже обратились наши коллеги из Нижегородской области, которые проанализировав правоприменительную практику, выявили способы уклонения недобросовестных предпринимателей от ответственности.
В 2017 году внесены изменения в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции…», в соответствии с которыми введен запрет на розничную продажу всей спиртосодержащей пищевой продукции, установлена возможность блокировки сайтов в сети «Интернет», содержащих предложения о розничной продаже алкогольной продукции дистанционным способом.
В 2018 году вступил в силу закон, в соответствии с которым установлена возможность проведения контрольной закупки без предварительного уведомления проверяемых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Конечно, только при наличии предусмотренных федеральным законодательством оснований. Начиная с 1 июля 2018 года введен «помарочный» учет, обеспечивающий возможность прослеживать каждую единицу алкогольной продукции посредством нанесения на марки особого штрихового кода.
В июле принят закон, в соответствии с которым сигареты дополнительно промаркируют для защиты от контрафакта. Документ вступит в силу с марта следующего года.
Хотел бы отметить, что Курганская областная Дума уже на этапе обсуждения в Государственной Думе поддержала принятие указанных законов.
Недавно на круглом столе, прошедшем в Совете Федерации, Министерство финансов озвучило планы по дальнейшему ужесточению ответственности за незаконный оборот табачной продукции. Правительством Российской Федерации также рассматривается возможность передачи под контроль Министерства финансов производства и оборота табачных изделий. В настоящее время его осуществляют несколько министерств и федеральных служб.
В конце своего выступления хотел бы обратить внимание на необходимость тесного взаимодействия с гражданами.  Интересен опыт ряда регионов, где поощряется помощь населения для выявления точек реализации нелегальной продукции. В Татарстане действует государственная информационная система «Народный контроль». В Самарской области к выявлению противозаконной деятельности активно привлекаются Общественные советы микрорайонов.
Для борьбы с разрастающимся нелегальным оборотом алкогольной и табачной продукции необходимы комплексные усилия, как на межведомственном, так и межгосударственном уровнях. Требуется гармонизация акцизных ставок в государствах, входящих в Таможенный Союз, ужесточение санкций за производство и сбыт нелегальной продукции, повышение эффективности правоприменительной практики.
Спасибо за внимание.


Возврат к списку