Курганская областная Дума

Выступления депутатов Курганской областной Думы

04.12.2018

Выступление Председателя областной Думы Д.В. Фролова на заседании научно-практической конференции, посвященной 100-летию первой Конституции России и 25-летию Конституции РФ, по теме «Конституционные основы регионального парламентаризма», 04.12.2018 г.


Фролов Дмитрий Владимирович



Добрый день, уважаемые коллеги!

От имени Курганской областной Думы хотел бы приветствовать организаторов и участников научно-практической конференции, а также в преддверии Дня Конституции поздравить вас с 25-летием Основного закона Российской Федерации!
Одним из основополагающих конституционных принципов является обеспечение единства правовой системы и системы государственной власти при сохранении широких полномочий субъектов Российской Федерации.
Принятие Конституции 12 декабря 1993 года стало важнейшим этапом развития российской государственности. Она определила общие основы системы органов государственной власти и полномочия её различных уровней, впервые в истории России утвердила принцип «разделения властей». Вместе с тем, сохранилась определенная преемственность. В текущем году мы также отмечаем 100-летие первой Конституции России, принятой в 1918 году. Переход от унитарной модели  государственного устройства к федеративной был заложен как раз в начале XX века.
Несколько слов об этапах становления регионального парламентаризма и Курганской областной Думы.
Напомню, что статья 11 Конституции установила право субъектов Российской Федерации образовывать органы государственной власти. В соответствии со  статьей 72-ой вопрос установления общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов.
Необходимо отметить преемственность Думы и предшествующего ей регионального представительного органа власти - Совета народных депутатов. Нашими предшественниками был накоплен значительный опыт разработки и принятия программ социально-экономического развития, формирования бюджетных отношений, реализации контрольных полномочий.
Именно Курганский областной Совет народных депутатов 6 января 1994 года принял «Временное положение о представительном органе государственной власти Курганской области (Курганской областной Думе)» и «Положение о выборах в Курганскую областную Думу».
27 марта 1994 года в Курганской области прошло голосование и впервые были избраны 25 депутатов регионального законодательного органа власти.
Первое заседание парламента состоялось 12-го апреля. Избранный на переходные два года, он сформировал правовые основы управления и социально-экономического развития Курганской области.
В течение полугода шла напряженная работа над базовыми законопроектами. 1 декабря 1994 года областная Дума приняла свой первый закон - Устав Курганской области. Именно он по праву считается нашей «малой Конституцией» и во многом стал образцом для других субъектов Российской Федерации. Уже через два месяца вступил в силу закон «О Курганской областной Думе».
Аналогичные политические и законотворческие процессы шли во всех регионах нашей страны.
Значимым этапом становления регионального парламентаризма стало принятие в 1999 году Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Судьба этого правового акта оказалась непростой. Три года депутаты Государственной Думы разрабатывали законопроект. Четыре раза Совет Федерации его отклонял, а Президент в отношении уже согласованного документа использовал своё «право вето». В указанный закон с момента его принятия 155-тью федеральными законами внесены важнейшие поправки. Тем не менее, именно появление этого федерального закона в целом завершило процесс оформления системы регионального парламентаризма.
Вместе с тем, на местах продолжался поиск моделей организации законодательных органов государственной власти. Принимались решения об образовании двухпалатных парламентов, о переходе от мажоритарной избирательной системы к пропорциональной. Многие регионы пошли по пути организации работы депутатов на профессиональной освобожденной основе. Существенно изменялись полномочия парламентов.
Курганская областная Дума также прошла определенный путь развития. Численность депутатов увеличилась с 25 до 34-х. На смену мажоритарной избирательной системе пришла смешанная. Если ранее на освобожденной основе работали 11 депутатов, то в настоящее время всего два – Председатель и первый заместитель.
Несколько слов о некоторых аспектах деятельности законодательного органа государственной власти.
Процесс разграничения полномочий федерального и регионального уровней, которому дала начало Конституция 1993 года, оказался весьма непростым, а порой и противоречивым. Во многом это связано с тем, что предметы ведения субъектов Российской Федерации в Основном законе не установлены и определяются по «остаточному принципу». Конституция четко обозначила полномочия Российской Федерации и вопросы совместного ведения с субъектами. Но ничего не сказала об исключительных полномочиях регионов.
В 1990-х годах развитие законодательства в субъектах Российской Федерации характеризовалось стремлением расширить свои права, что шло вразрез с нормами Конституции. С другой стороны, Федеральное Собрание принимало законы, изменяющие пределы компетенции между уровнями государственной власти, наделяя субъекты Российской Федерации государственными полномочиями, не обеспеченными финансовыми ресурсами. Всё это, конечно, не способствовала поступательному развитию федерализма в России.
За прошедшие 25 лет законотворческий процесс в регионах велся достаточно интенсивно. На 1 декабря текущего года областная Дума приняла 3014 законов. То есть ежегодно нами разрабатываются более сотни законов Курганской области. Абсолютное большинство из них – это правовые акты, предусматривающие приведение региональной законодательной базы в соответствие с федеральной. В настоящий момент насчитывается примерно 330 базовых законов, принятых нами по вопросам совместного ведения с Российской Федерацией и в пределах исключительных полномочий Курганской области.
В 2008 и в 2013 годах областная Дума приняла участие в процессе внесения изменений в Конституцию. Нами были одобрены инициативы по увеличению срока полномочий Президента и Государственной Думы, по усилению контрольных полномочий парламента в отношении Правительства Российской Федерации, по изменению судебной системы и организации деятельности прокуратуры.
Каждый региональный парламент участвует в формировании федерального законодательства как путем делегирования своих представителей в Совет Федерации, так и в рамках правотворческой работы. Напомню, что в соответствии со статьей 104 Конституции областная Дума обладает правом законодательной инициативы в Государственной Думе. Ежегодно мы готовим отзывы почти на 600 проектов федеральных законов. При необходимости мы вносим в Государственную Думу собственные законодательные инициативы. К сожалению, ранее многие наши законопроекты находились в Федеральном Собрании без движения по 4-5 лет, не проходя даже процедуру первого чтения. В настоящее время ситуация изменилась в положительную сторону. Кроме того, все законодательные инициативы нами предварительно направляются для подготовки экспертного заключения в консультативный орган при Федеральном Собрании России - Совет законодателей. Но остается проблема реализации инициатив регионов, которые, как правило, в Государственной Думе отклоняются еще на этапе первого чтения.
Областная Дума наделена существенными контрольными полномочиями. В рамках этой работы ежегодно заслушиваются отчеты Губернатора области о деятельности Правительства, на пленарных заседаниях рассматриваются информации об исполнении законов и реализации государственных программ. При областной Думе действует Центр мониторинга законодательства и правоприменения. В свою очередь институты гражданского общества наделены полномочиями по контролю за деятельностью законодательных органов власти. В частности, с 2016 года при областной Думе действует Общественный совет, куда входят представители авторитетных общественных организаций. Они проводят экспертизу проектов правовых актов.
В рамках норм реализации Конституции и федерального законодательства депутаты участвуют в процедуре назначения прокурора области, согласовывая его кандидатуру, назначают на должности мировых судей, делегируют своих представителей в Избирательную комиссию Курганской области и Общественную палату Курганской области.
Уважаемые участники конференции!
За прошедшие годы региональные парламенты в целом и Курганская областная Дума в частности накопили значительный опыт работы и сформировали полноценную правовую базу. Во многом залогом этого стала взвешенная политическая позиция депутатского корпуса и конструктивное взаимодействие с нашими коллегами из Федерального Собрания и региональных парламентов, с Правительством области, органами местного самоуправления и институтами гражданского общества.
Спасибо за внимание.


Возврат к списку

Версия для печати
Cannot find 'left_center' template with page ''