Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

Выступления депутатов Курганской областной Думы

10.06.2011
Выступление по теме: Избирательный округ

Я чувствую ответственность перед избирателями



В марте 2010 года был избран V-й состав областной Думы. Время летит неумолимо и можно уже подвести первые итоги работы депутатского корпуса.  Мой собеседник - депутат областной Думы, член фракции политической партии «Единая Россия», член двух комитетов - по региональной политике и местному самоуправлению и комитета по экономической политике, директор ОГУП «Шадринское ДРСП» Владимир БАЖУТОВ.

- Владимир Васильевич, позади год работы в  областной Думе, за что бы вы поставили себе «зачет», а за что «незачет» по результатам проделанной работы?

- Начну с того, что первоначально, избираясь в областную Думу, я ставил себе задачи на основании проблем, которые необходимо решать городу Шадринску.  Прежде всего, это налаживание и укрепление взаимоотношений с областью, как по бюджету и финансам, так и  по остальным вопросам, в том числе касающимся социальной сферы. Бывает, что при  обсуждении какого-либо вопроса, связанного с нашим городом, сталкиваешься с устойчивыми стереотипами:  так было годами, зачем сейчас менять. Допустим, на ремонт  дорог в Шадринске область выделяет 15 млн. рублей. Казалось бы, отлично. Но  такую же сумму  город должен выделить и из своего бюджета, а денег нет. А в положении прописано софинансирование  в равных долях. В результате город получал, допустим, не 15 млн. рублей, а только 8 млн. рублей, потому что  мог предоставить свою долю в таком размере. А некоторые муниципалитеты и вовсе отказывались от денег, так как  вообще не имели собственных средств. И так продолжалось из года в год. Что нам удалось сделать? Мы в областной Думе изучили ситуацию и внесли  ряд предложений, в результате появилось новое положение, согласно которому в 2011 году софинасирование будет уже не 50 на 50%, а 70 на 30% - для всех муниципальных образований, а для городов Кургана и Шадринска  - 95 и 5%.  

Следующий момент - благодаря совместной работе, впервые за многие годы Шадринск получит 60 млн. рублей из областного бюджета на благоустройство  городских улиц. Улицы для проведения ремонтных работ выбирались согласно прогнозному плану и рекомендациям депутатов  Шадринской городской Думы. В результате ремонт будет производиться не только в центральной части города, но и в его микрорайонах. На сегодняшний день  уже состоялись торги практически на 43 миллиона рублей и в ближайшее время  горожане увидят  практическое воплощение этих средств. На основе софинансирования продолжается возведение очистных сооружений, планируется строительство детского сада.

Если все это сложить, то уже видно, что совместными усилиями сделано многое для города. Но  чем больше знакомишься с работой областного парламента, запросами всех муниципальных образований, конечно, начинаешь смотреть на все несколько по-другому. Я уже сказал, первоначально думал, что буду четко защищать интересы города Шадринска. Ан, нет!  Теперь я понимаю, что их нужно полностью увязывать с интересами Курганской области и других муниципальных образований.

Отчасти формированию такой позиции  способствуют и так называемые «депутатские дни», в течение которых мы выезжаем в какие-то районы области, посещаем предприятия, на месте знакомимся с проблемами соседей. Информация, которую там получаешь, помогает определить, что нужно, а чего и не стоит  повторять у себя.  Грубо говоря, учишься на чужих ошибках. Да и проблемы соседей помогают взглянуть на собственные под другим углом. Например, мы были на границе с Казахстаном и смотрели приграничные районы. Вопросы у жителей там возникают серьезные. Например, почему в приграничном районе выделяются места в детских садах для детей федеральных служащих вне очереди, хотя федеральное правительство не вносит ни копейки компенсации? Изучив ситуацию, на заседании Думы, мы приняли решение обратиться с этим вопросом в Государственную Думу. Параллельно с таким же обращением выступил губернатор Олег Алексеевич Богомолов. Давайте решать вопрос, чтобы муниципальные образования в приграничной зоне получали какие-то средства на детские сады, развитие инфраструктуры. Это не должно ложиться тяжким грузом лишь на плечи муниципальной и региональной власти.

Это лишь один из примеров. Везде живут люди, которые нуждаются в нашей поддержке. И порой перетягивать одеяло на Шадринск получается не очень этично. Хотя уже в обиход вошло мнение, что «Курган сосет все соки из Шадринска». Начинаешь работать и понимаешь, что это не всегда так. А порой мы сами упускаем возможность. Допустим, когда мы с моим коллегой по депутатской деятельности Николаем Евгеньевичем Морковкиным стали разбираться почему, например, Шадринск не  присутствует в ряде областных  программ, оказалось, что это не только ошибка области, но и слабая работа местных чиновников. Свежий пример: мы не попали в областную программу строительства спортивных сооружений. Сколько об этом говорилось, депутаты городской Думы  разбирали этот вопрос на своих заседаниях. В итоге выяснилось, что спорткомитет города должен  был разработать свою программу и связать ее с областной, и тогда наши заявки включили бы в областной план. Естественно, тогда бы мы в областной Думе этому всячески способствовали и голосовали за включение данных пунктов в областную программу.

- Вы работаете сразу в двух комитетах областной Думы. Какие вопросы приходится рассматривать?

- Не так давно был членом рабочей группы, занимавшейся проблемой экономии в сфере  энергоресурсов. Мы провели замечательный выездной семинар, побывали на различных объектах. Все это позволило  и мне лично по-другому взглянуть на некоторые моменты, возможно, буду применять что-то и у себя на предприятии.

Ведется серьезная работа в депутатской группе  по вопросам МЧС и пожарной системы. Там очень много нюансов.  Допустим, у нас есть федеральная и муниципальная пожарные службы. Леса же находятся в аренде, и именно арендаторам вменяется в обязанность следить за пожарной безопасностью  арендованых ими участков. Но по нормативным документам они не имеют права тушить степные пожары – только лесны. Не могут их тушить ни муниципальные, ни федеральные  службы - средства выделяются только на защиту лесов, а муниципальные не могут выйти за черту города. Вот такой у нас пробел в законодательстве. Второй вопрос: почему  муниципальные образования не могут иметь свои пожарные водоемы? Все упирается в получение дорогостоящих лицензий и разработку проектов. Сейчас мы работаем над соответствующей законодательной инициативой.
Дальше мы обратили внимание на тот факт, что федеральные структуры получили много новой техники для тушения пожаров, в том числе она придет и в нашу область. Но что делать со  «старой»? По закону они не имеют права напрямую передавать ее, допустим, в муниципалитеты, а обязаны выставить на федеральные торги. И вот тут возникает очередной парадокс, кто-то третий может купить ее оптом по более выгодной цене, а затем продать  нашим же муниципалитетам  гораздо дороже. Тоже пытаемся как-то решить этот вопрос на федеральном уровне.
В решении важных вопросов мы в областной Думе консолидируемся с другими депутатами. Например, когда встал вопрос  о необходимости выделения денег из областного бюджета на содержание и строительство дорог.  Казалось бы, дороги, вроде не живой механизм, могут и потерпеть, а вот зарплаты учителей, медицинских работников -  нет. С другой стороны, ну не поедет в деревню преподаватель или медработник, если там нет  благоустройства! В результате долгих дебатов, мы пришли к единому мнению и проголосовали за создание дорожного фонда.

- Можно чуть подробней рассказать об этом?

- Предыстория вопроса, не углубляясь в детали, такова. Лет десять назад существовал единый  дорожный фонд, и каждое  юридическое лицо перечисляло  туда процент с оборота. Грубо говоря, подход был не совсем правильным - предприятия платили единый процент вне зависимости от  эксплуатации дорог. Фонд ликвидировали, но лучше не стало. Почему? Дорожный фонд давал деньги всем регионам, в том числе, поддерживая  дотационные, а после его распада каждый регион стал выделять средства из своего бюджета. И получилось: регион богатый - дороги  хорошие, а где взять деньги в нашем регионе? К чему это привело, каждый житель Курганской области знает непонаслышке. Но здравый смысл восторжествовал, и с 2012 года Фонды вновь  образуются и федеральном, и на региональном уровнях. Формироваться они будут из нескольких источников, таких, как доля  с акцизов от продажи нефтепродуктов, плюс транспортный налог, штрафы, весовой контроль. По Курганской области по предварительным оценкам бюджет фонда составит приблизительно 3 миллиарда рублей. Для примера, бюджет дорожников в прошедшем году был всего 700 миллионов рублей.     Так что выгода от этого очевидна.

Плюс к тому деньги выделяются по партийным программам «Единой России». Есть федеральная программа «Сельские дороги России», в этом году Курганская область получит из федерального бюджета около 170 миллионов рублей, и область должна внести свою долю, порядка 100 миллионов. В результате в Шадринском районе мы получаем средства на ремонт двух участков: подъезды к Верхней Полевой и к селу Глубокому.

- Владимир Васильевич, давайте чуть изменим  ход нашей бесседы и поговорим  о социальной ответственности. Не так давно областная Дума приняла нашумевшее решение об ограничении продажи пива в остановочных комплексах, тем самым ущемляя интересы малого бизнеса, но делая благое дело для общества.
  
- Продавая пиво в киосках на остановочных комплексах, мы поощряем нарушение ряда федеральных законов, да и что греха таить,  торговлю суррогатом, а порой и наркотическими  веществами. Провоцируем на противообщественные действия. Ну и самое главное - губим нашу молодежь, которая только-только начинает интересоваться общественной и политической жизнью. Стремится реализовать себя, найти свое место в будущем.  Давайте сделаем так, чтобы она шла туда здоровой. Если мы упорядочим продажу пива, то только во благо всем. А бизнес должен понимать, что если сегодня он думает о завтрашнем дне, то ему нужно  вот этих молодых людей растить на здоровом примере. Разве кто-то из руководителей мечтает о работниках, злоупотребляющих алкоголем, со слабым здоровьем, с низким интеллектом? Нет! А где мы их возьмем? Нужно воспитывать, а на пиве из киоска не воспитаешь. И если он социально ответственный бизнесмен, он сделает все,  чтобы дать положительный пример. Будем реалистами. В один день от алкогольной зависимости не отучить. Значит нужно идти поэтапно, и  ограничение свободного доступа к пиву через киоски - первый этап.

А если говорить о  социальной ответственности и бизнесе в более широком  смысле, то я всегда  называю себя государственником и противником огульной приватизации. Допустим, я стою на твердой позиции, что дорожные предприятия не нужно приватизировать. Если дороги государственные, то и обслуживать их должны государственные организации. Иначе как сегодня бизнес смотрит: выгодно - работаю, нет -  не работаю.  Но кто-то должен иметь обязательства это делать вне зависимости от выгоды.

- Вам не кажется, что позиция  «выгодно - невыгодно» завела в тупик,  самоисключив ответственность перед государством, городом, людьми. Мы перестали думать о завтрашнем дне, о том, что останется после нас.

- Мы часто декларируем, а не делам. Возьмем социальную сферу.  Учителя, врачи.  Я считаю, что они государственные люди. Мы говорим об образовательных и медицинских стандартах, которые должны повсеместно выполняться.  На практике же получается, что стандартами (обязанностями) наделили, а возможности разные.  Преподаватель в Курганской области получает 7 тысяч рублей, как нам говорят, и то при условии 1,5 ставок (реально зарплата меньше). А в  соседней  Тюменской области - 27 тысяч рублей за тот же стандарт. Почему такая разница? Да потому, что в Курганской области бюджет маленький, и мы не можем увеличить ставку первого разряда  до 4000 рублей. Мы даем только 2000 рублей.  Но, я считаю, если эти люди стандарт выполняют, то федеральные структуры должны платить одинаково всем. И задача нас, депутатов, правительства области, губернатора влиять на федеральные органы власти для изменения закона или внесения поправок. Эти люди должны получать зарплату из федерального  бюджета, условия в регионах должны быть одинаковыми. Недавно у нас проходил прием депутата Государственной Думы Цветовой, и мы свои предложения высказали: этих  работников необходимо приравнять к федеральным, чтобы они получали единую зарплату, вне зависимости от региона.

- Владимир Васильевич, вы также ведете и прием граждан. С какими проблемами  чаще всего идут к депутату?

- Идут с самыми  насущными: просят оказать материальную помощь,  решить вопрос с жильем, с коммунальными проблемами. С жалобами на управляющие компании. Есть серьезные вопросы, которые просто невозможно решить в одночасье. Например, ко мне обратились переселенцы из Казахстана, которые приехали в город лет 10 назад. Примерно тогда же встали на очередь на получение субсидии  для покупки жилья по программе помощи вынужденным переселенцам. Мы  с моим  помощником-юристом сделали соответствующие запросы. Как оказалось, семья стоит в очереди 8 лет, и за это время очередь продвинулась всего на 5 пунктов! Что мы можем ей посоветовать? Только выйти из очереди и купить квартиру по ипотеке, чем ждать федеральных денег. Как ни прискорбно, но  это так. А в принципе, необходимо менять федеральные законы.
Огромное количество  просьб, обращений связано с благоустройством улиц и дворов, вывозом мусора.

- Свалки, детские площадки… - достаточно мелкие вопросы, неужели их должен решать  депутат областной Думы?

- Идут, идут со всем, что есть, что волнует.  Бывает, что вопрос не решается только из-за равнодушия чиновников. Особенно это касается  управляющих копаний: откровенно хамят в ответ на просьбы, делать ничего не желают. А решение вопроса, может быть простейшим. И не нужно доводить до скандала, судебного разбирательства. Иногда люди просто не знают, к кому обратиться или  боятся своего руководства.
Кроме того, порой ко мне на прием приходят не как к депутату, а как к руководителю предприятия, который может распорядиться выделить и привезти несколько  машин песка для организации детской площадки во дворе, вывести мусор, подремонтировать  участок дороги и т.д. Приходиться разбираться в самых разнообразных проблемах, от бытовых до законотворческих.

- Как вы считаете, достаточно ли информированы ваши избиратели о работе депутатов областного парламента?

- Я совершенно открыт для своих  избирателей. У меня в месяц 10  рабочих дней уходит напрямую на депутатскую деятельность. А если к этому прибавить встречи, посещение официальных мероприятий - нагрузка очень большая. Конечно, чем больше общения с избирателями, тем  лучше информированность граждан.  И депутаты лучше чувствуют настроение людей, более полно представляют реальную ситуацию на местах.


Возврат к списку