Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

Выступления депутатов Курганской областной Думы

22.09.2012
Выступление по теме: Социальный ракурс

Честь по труду



На мой взгляд, особенно ценное, что было у нас в детстве и юности, и что, всё больше сегодня утрачивается - это трудовое воспитание. На уроках труда, уже в начальных классах, нас учили, как правильно пришить пуго-вицу или заштопать дырку на случайно порванной куртке. С пятого класса школьники помогали убирать с полей картофель и овощи. В старших классах нас знакомили с основами столярного, слесарного,  а затем токарного дела, которое впоследствии на много лет стало для меня профессией и принесло признание и авторитет. Девочек учили шитью и домоводству.

С высоты прожитых лет со всей ответственностью могу засвидетельствовать, что навыки, привитые школой, в той или иной мере пригодились во взрослой жизни. А добившись профессиональных высот я, как и многие производственники, считал своим долгом поддерживать связи с различными учебными учреждениями и делиться с обучающимися в них ребятами своим жизненным опытом. Что в меру сил продолжаю и в настоящее время. В советские годы такая работа проводилась системно и приносила свои плоды. Трудовой подход в воспитании нацеливал человека на созидательный и производительный труд.

А что сейчас? В школах уже стало проблемой заставить ученика вытереть за собой классную доску. В интернете, СМИ,  на рекламных щитах нередко можно прочитать рекламу такого примерно содержания: «Хватит работать, пора зарабатывать! Осваивайте профессию «трейдер» на финансовых рынках. Я зарабатываю на разнице курсов валют!» А рядом призывы поучиться всему этому. Известный философ современности, к сожалению, ныне покойный А.А. Зиновьев с возмущением говорил, что у нас в стране теперь гораздо больше торгуют или в охранниках служат, нежели производительно трудятся.

Для меня, как, думаю, и для многих людей, имеющих в активе опыт жизненной школы, это большая боль и тревога. Ведь и в нашей Курганской области экономика в значительной мере переориентирована на услуги, а не на производство.    Но зададимся вопросами: «А есть ли сегодня достаточная мотивация к созидательному, высококачественному, напряженному труду?».  Будет ли рабочий промышленного предприятия с удовольствием и полной самоотдачей трудиться над выполнением имеющегося заказа, зная о том, что следующего заказа может не оказаться, а сам он будет уволен по сокращению штатов за ненадобностью или, в лучшем случае, будет работать неполную рабочую неделю? Станет ли крестьянин, вырастивший хороший урожай и не имеющий возможностей реализовать по достойной цене плоды своего нелегкого труда, развивать свое хозяйство,  думать о ещё более высоких результатах?

А разве приемлемый смысл вкладывается в понятие «зарабатывать», когда очередной олигарх (по количеству коих наша страна скоро будет впереди планеты всей) заявляет: «Я за год заработал столько-то миллионов долларов».

Такие реалии жизни, прежде всего, больно бьют по вступающей в жизнь молодежи, ограничивая возможности для её становления и самоутверждения, вызывая неудовлетворенность несправедливостью жизни. И, к сожалению, неуважительное отношение молодых людей к делам и свершениям старших поколений сегодня не редкость.    При этом те же молодые люди охотно пользуются плодами труда своих предшественников. Всё больше серьезных и нелицеприятных вопросов у молодежи я к власти! На встречах с молодежной аудиторией такие вопросы задаются и депутатам различного уровня. Они спрашивают: «Вы бесплатно учились, а почему мы должны платить за обучение? Вы имели гарантии работы по полученной профессии, почему у нас таких гарантий нет? Вы детей в детсады водили за символическую плату, почему мы этого сделать не можем? Вы квартиру бесплатно получали, а как быть нам?». Не секрет, что сегодня многие молодые люди зачастую с нетерпением ждут ухода в мир иной родителей, чтобы поселиться в их квартире. Решать таким образом фундаментальный жизненный вопрос по меньшей мере безнравственно. Ипотека – выход не для всех. Теперь весь мир видит, чем она обернулась даже в «благополучной» Америке. Кстати, программа строительства доступного жилья в нашей об-ласти в текущем году снова под угрозой невыполнения. По информации компетентных людей за полугодие показатель выполнения 31,1% от плана.

При этом те же молодые видят (и не только на телеэкранах) как на фоне бедности их немало потрудившихся в жизни родителей жируют новоявленные сверхбогачи, в какой роскоши они купаются, выставляя её напоказ и презрительно называя «совками» людей труда.

Сегодня в нашей области, некогда славившейся развитым машиностроением, увы, не наблюдается промышленного бума, однако потребность в рабочих кадрах не удовлетворяется. Предприятиям нужны токари, фрезеровщики, электромонтеры, сварщики, машинисты кранов и т.п. Но именно рабочие профессии среди молодежи непопулярны.

Подорвали авторитет рабочих профессий безответственные реформы 90-х лет, когда предприятия просто закрывались, а рабочие оказывались на улице.  Немалую долю вины следует принять на себя и средствам массовой информации. Много ли найдется сегодня журналистов, способных всесторонне показать достоинства рабочей профессии и человека в ней, интересно рассказать о рабочей «карьере», то есть стремлении рабочего через постижение тонкостей профессии повысить квалификацию до максимально возможного уровня (вспомним про уральского Левшу, подковавшего аглицкую блоху), раскрыть духовный мир рабочего человека, увидеть в нем незаурядную личность, настоящего Героя нашего времени. Писать о «жареных» фактах проще, благо их в современной жизни изобилие. Вот и стараются «акулы пера, микрофона и телеэкрана».

Кроме того неуважение к рабочей профессии закладывается сегодня уже оценкой работы самой школы. Если о школе судят по проценту её выпускников, поступивших в ВУЗы, то вряд ли здесь будут уделять достаточное внимание профориентации учащихся на рабочие профессии. Поэтому неудивительно, что школьники сегодня не могут назвать ни одной фамилии Героя Социалистического Труда, Лауреата Государственной премии в своем селе, районе, городе. Тогда как, говоря языком классика, «…рабочий, трудящийся человек есть главная производительная сила общества, которая создает все материальные и духовные ценности».

Настоящий, высокой квалификации рабочий – это штучный товар. Его растят долгие годы. На мой взгляд, лучше всего это умеют делать в системе профессионально-технического образования при тесном контакте с базовыми предприятиями. Тем не менее, наблюдающийся дефицит квалифицированных рабочих кадров всё более обостряется. Чему в значительной мере способствует отток молодежи в другие, более перспективные, регионы.

Проблема мотивации молодежи на получение рабочих профессий должна решаться комплексно. Это хорошие стипендии в учебных учреждениях, готовящих рабочие кадры, гарантия трудоустройства в соответствии с полученной квалификацией, достойная зарплата и социальный пакет по месту работы, наличие перспектив профессионального роста, благоустроенное жилье и быт, соответствующая оценка обществом трудового вклада рабочего-созидателя, наличие государственных и иных наград, в названии которых есть слово труд (например,  Герой Труда, «За трудовое отличие», «За трудовую доблесть» и т.п.), внимание к рабочему человеку СМИ, литераторов, драматургов, киносценаристов, работников искусства.

Уместно также вспомнить, что из квалифицированных рабочих после получения ими соответствующего образования выросло немало талантливых и известных руководителей разного уровня.

Труд и его результаты – это главная опора державы, источник материального и духовного благополучия её граждан. Именно поэтому престиж созидательного труда должен быть повышен, труду возвращены его слава и значение, поднят социальный статус труженика. В этом видится корень решения многих проблем, которыми ныне больно наше общество.


Возврат к списку