Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

Выступления депутатов Курганской областной Думы

11.09.2012
Выступление по теме: Социальный ракурс

Глава муниципалитета достоин уважения. Это аксиома.



- Владимир Николаевич, спасибо, что согласились на  встречу. Ваше видение ситуации не просто интересно, но и важно для сотен глав зауральских муниципалитетов. Всем хочется понять – каков выход в ситуации, когда население и контрольно-надзорные органы  хотят определенных действий от главы, а он не может оправдать эти ожидания в силу скудности бюджета.
    Если очертить круг проблемных вопросов, волнующих сегодня глав поселений, то их несколько.  Очень высокий уровень требований со стороны контрольно-надзорных органов и, соответственно, крупные суммы штрафов, налагаемые как на муниципалитеты, так и на самого главу, это низкий уровень оплаты труда; ощущение  человека «низшего сословия», который должен всем, а его, образно говоря, и за человека не считают. Комплекс этих проблем приводит к тому, что сегодня трудно найти знающего и опытного хозяйственника, организатора на пост главы. Люди просто отказываются идти «под обстрел» претензий, исков, актов и штрафных санкций. Например, в Шадринском районе, славящемся крепкой командой руководителей муниципального уровня, сегодня почти треть глав  отказываются баллотироваться на новый срок. Более того, есть случай, когда глава принял решение досрочно сложить свои полномочия, не проработав и года.

  - Давайте с  кадровой проблемы и начнем разговор. В связи с очень большим количеством муниципальных образований, у нас их 458, это самое большое  в Уральском  федеральном округе и не самое маленькое по России в целом, Курганская область находится в состоянии постоянных выборов. Именно глав муниципальных образований. Разумеется, мы впрямую сталкиваемся с вопросами подбора и оценки потенциальных кандидатов на этот пост. Сегодня, это ни для кого не секрет,  - уровень подготовки, образования тех кандидатов, которые заявляются на выборы, в том числе 14 октября, оставляет желать лучшего. Я далек от мысли, что человек с неполным средним образованием, не имеющий опыта организационной работы, не владеющий вопросами хозяйствования, в состоянии в полной мере разобраться в тех полномочиях, которые ему предстоит взять на себя. При всем моем уважении к такому человеку,  при его порядочности, хороших личностных  характеристиках.
    У нас есть примеры, когда люди идут на должность главы  по принципу « я стою на бирже труда, мне негде работать, я пойду главой». Это не тот случай. Потому что при всех тех сложностях, которые сегодня есть в деятельности главы муниципального образования, существует огромная ответственность перед людьми, которые доверили такому человеку право организовывать их повседневную жизнь. И поэтому мы на сегодняшний день стоим перед очень серьезной кадровой ситуацией. Именно в части подбора кандидатов, их оценки. Выбирают, безусловно, люди, но  нам тоже важно понять, кто идет на пост главы.

-  Так может пора  изменять выборное законодательство – оно должно очерчивать определенный круг требований к кандидату на пост главы муниципалитета. Ведь, к примеру, к их заместителям такие требования есть – высшее образование, опыт работы и так далее…

-  Возможно, когда-то в будущем такой вопрос в России и встанет. Но будем исходить из реалий. Да, общество должно оценивать потенциал желающих прийти во власть. В этой связи возрастает  роль, в том числе, сельской Думы. Депутаты - это же первые помощники. Но, подчеркну еще раз - человек, решивший стать главой муниципалитета,  должен понимать, куда он идет. Не по принципу, что ему все должны дать, а по принципу, что он сам должен что-то сделать, и убедить людей в том, что он хочет это сделать и может. Пока другой формы управления нет. А когда мы выбираем в главы человека с той же биржи труда, то мы его выбираем, извините, чтобы просто бить и ругать в будущем. И говорить, что он плохой, что власть плохая в его лице. Мы не до конца понимаем принципы самоуправления, об этом пора задуматься.

  - Этим летом главы сельсоветов  Половинского района  пригласили на свой совет руководителя областного подразделения Госпожнадзора, а также представителей Роспотребнадзора. Излили им свою боль и тревогу по поводу очень жестких требований и высоких штрафов. Подобный «пресс», хотя он обозначен федеральным законодательством, на пользу не идет.

  -  Перечень обязанностей  главы муниципального образования достаточно широк, санкции, которые предъявляют контролирующие органы, жесткие. Но мы должны понимать, что большинство этих санкций связаны  с безопасностью людей, написаны, по большому счету, кровью конкретных трагедий, и никто  не возьмет на себя ответственность  закрыть глаза на эти вещи. Мы говорим об обеспечении пожарной безопасности. Это затратно, но когда приходит беда в какой-то из домов, мы что, вспоминаем  про эти деньги? Нет ничего дороже человеческой жизни. Пирсы противопожарные должны были быть и во времена Советского Союза, и проходы к реке не должны захламляться  – это тоже со времен Советской власти. И это нормальное явление, так должно быть. Ну не дело, когда пожарная машина не знает где взять воды. Не дело, что бы мне ни говорили. Ищите деньги. Сбрасывайтесь селом, собирайте сходы, работайте с населением.
    Тут дело в подходах к решению проблемы. Вот давайте проведем эксперимент – решим вместе с контролирующими органами месяц-другой не заглядывать в какой-то сельсовет вообще. Думаете, что-то разительно изменится? Вряд ли.
Хотя, разумеется, проблема  отношений с контрольно-надзорными органами существует. И случаются ситуации, когда такой контролер действует по принципу рыбака – забросил сеть и тащит все, что в нее попадет, без оглядки на конкретную ситуацию.  Мы акцентируем внимание федеральных структур на таких случаях.  Конечно, оставить один на один  главу поселения с этим валом  требований невозможно. И здесь руководители муниципальных  районов тоже должны принимать участие – подключать свой административный, личностный ресурс, оперативно реагировать на такие ситуации. Глава поселения должен чувствовать «плечо»  главы района.

Владимир Николаевич, но ведь большинство проблем с выполнением требований надзорных органов  связаны с дефицитом сельских бюджетов. Главы и рады бы сделать пирс, установить пожарную сигнализацию,  да в бюджете пусто.

- Я выскажу свою точку зрения  относительно формирования бюджета. Собственными доходами, я даже имею в виду крупные муниципалитеты, нужно заниматься. Не будем опираться на мнение, что село сегодня непривлекательно, сюда никто не пойдет. Не в этом дело. У нас есть инструмент – налог на землю. Скажите мне, сколько сегодня в целом собирается этого налога?  Я могу на пальцах одной руки пересчитать те муниципалитеты, где полностью собирают этот налог, у кого земля полностью оформлена. В них дела обстоят совсем по-другому, там на повестке дня совсем другие вопросы. Они, скажем так, более перспективные. Потому что глава видит, что на обеспечение  внутренней жизни поселения у него «немножечко есть», он точно получит эти средства и может планировать. Там, где эта работа не проводится, ощущение постоянной безнадеги - районный бюджет выделяет недостаточно, область  не выделяет и пошло-поехало. Но, ребята, у вас есть основной источник – земля, оформите эту землю, будьте настойчивы. А это значит надо работать с  населением, а для этого нужно иметь авторитет.  Это мы возвращаемся к первому вопросу – об уровне авторитета и квалификации потенциального кандидата на должность  главы.

- Продолжая тему авторитета  главы. Не способствует ли иногда его принижению вышестоящая власть, в частности опять те же федеральные органы? Вот конкретный пример. Я встречалась с главами сельсоветов Юргамышского района. И они мне рассказали такую ситуацию. Их всех, а это 15 глав, пригласили по повестке в суд, так они узнали о своем «преступлении». Оказывается, сотрудники ГИБДД провели проверку размещения дорожных знаков у школ. Не обнаружив их, обратились с исками в суд. Ни бесед с главами, ни определенного времени для устранения подобных недостатков. Это лишь один пример,  скажем так, пренебрежительного отношения к представителям местной власти.

  - Я категорически против таких инцидентов. Это абсолютно казенный подход, который неприемлем. И я думаю, что эти факты должны разбираться на федеральном уровне, и, наверное, должны быть на контроле у главного федерального инспектора. В нашей ситуации, при существующей  «обеспеченности»  глав муниципалитетов  необходим человеческий подход с точки зрения поэтапности принятия таких решений. Не все главы, опять же в силу тех причин, о которых я сказал выше, понимают, что от них требуется. Должен быть дифференцированный подход, не казенный. Давайте обсуждать, рабочие встречи проводить.
  Конечно, сегодня работа главы не самая благодарная, скажем прямо. Мы все должны уважать  статус главы муниципального образования. И те, кто его выбирает, и те, кто ему должен помогать, органы  власти, в том числе  и контролирующие. Это человек, взявший на себя груз огромной ответственности. И я соглашусь с тем, что с точки зрения материального вознаграждения за эту работу,  нужно что-то менять. Губернатор сейчас создал рабочую группу, в состав которой вошли и депутаты, по рассмотрению, в том числе и этого вопроса. Он очень непростой для бюджета, просто нет таких средств. Это комплексная проблема, истоки ее глубинны. Они начинаются с каких-то философских вопросов  и заканчиваются прозаическими -  свалками, колодцами и т.д.

-  Хочется в завершение разговора еще раз уточнить – Вы сторонник мнения, что роль  личности в истории не только страны, но и отдельно взятого муниципалитета имеет право быть?

- Во всяком случае, отрицать влияние конкретного главы на жизнь конкретного села нельзя. Мера ответственности главы муниципального образования достаточно высока. Не все справляются с этим, и люди видят это. Я очень уважительно отношусь к людям, которые с душой приняли для себя решение возглавить муниципалитет. Очень уважительно. Но я не понимал и не буду понимать тех, кто идет необдуманно, просто покричать. Власть всех уровней должна иметь реальный кадровый резерв, учить, готовить людей для работы.
  В заключение хотел бы сказать, что деятельность муниципалитетов, их глав –  сложная и многогранная. Она не может обходиться без тех или иных проблем. Их не нужно замалчивать или обсуждать в кулуарах. Законодательная, исполнительная власть, муниципалитеты, федеральные органы, должны искать и находить совместное решение этих трудных вопросов. Лично мы готовы  к предложениям, обсуждению. Нужна наша площадка – мы ее предоставим.  Это общее дело.
- Спасибо, Владимир Николаевич, за интересный разговор.
Галина Абрамова ( газета "Новый мир" за 8 сентября 2012 г.)


Возврат к списку