Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

Выступления депутатов Курганской областной Думы

12.10.2012
Выступление по теме: Официальные выступления

Местное самоуправление - фундамент государства



Уважаемые коллеги!

Местное самоуправление представляет собой важнейший институт общества, являясь одновременно формой самоорганизации граждан и одним из уровней публичной власти.
В 2013 году мы будем отмечать две даты, которые стали основными вехами развития местного самоуправления в современной России.
Это 20-летие Конституции, заложившей основы новой модели организации местного самоуправления, и 10-летие Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Многие процессы, связанные с развитием местного самоуправления, проходили неоднозначно. Поэтому на протяжении последних лет принимались активные меры по повышению эффективности государственной политики в отношении местного самоуправления, в том числе, посредством совершенствования его территориальной организации, оптимизации разграничения полномочий, материальных и финансовых ресурсов.
Совершенствовались правовые основы организации местного самоуправления, которые, в первую очередь, нашли отражение в Федеральном законе №131-ФЗ. С 2004 по 2012 год принято 73 федеральных закона,  вносящих в него существенные изменения. В 2011 году, как видно на слайде, он совершенствовался наиболее интенсивно. Всё это, в свою очередь, потребовало проведения большой правотворческой работы на местах – в региональных парламентах и представительных органах муниципальных образований.
Напомню, что в Курганской области принятие Устава в 1994 году и Закона «О местном самоуправлении» в 1996 году положило начало законодательному обеспечению деятельности этого института публичной власти.
За прошедшее время созданы законодательные основы местного самоуправления, сформирована его финансово-экономическая база (пусть пока и явно недостаточная), накоплен практический и политический опыт.
Всего в области действуют около сотни законов, в которых закрепляется территориальное устройство, система формирования органов местного самоуправления, конкретизируются их права и полномочия, взаимодействие с органами государственной власти и организация муниципальной службы.
Областное законодательство - по-настоящему живой организм. Оно постоянно совершенствуется. В большинстве случаев это связано с изменением федеральной правовой базы.
Считаю, что задача нашего заседания - обсудить, определить нерешенные проблемы, выявить и обменяться положительным опытом в регионах и муниципалитетах.
Одна из основных задач муниципальной реформы заключалась в приближении местной публичной власти к населению. Эта задача формально решена за счет придания городским и сельским поселениям статуса муниципальных образований.
Именно они составляют абсолютное большинство -  почти 80 процентов.
Органы местного самоуправления приняли на себя ключевые функции по непосредственному обеспечению жизнедеятельности людей: ими решаются вопросы функционирования жилищно-коммунального хозяйства, транспортного обслуживания, благоустройства территории, автодорожного хозяйства.
К 2005 году в Российской Федерации общее количество муниципальных образований увеличилось более чем в 2 раза – с 11 до 24 тысяч.
Среди субъектов Российской Федерации относительно небольшая по территории Курганская область занимает 12-е место по общему количеству муниципальных образований и 10-е место по количеству муниципальных образований поселенческого уровня.
В нашей области муниципальная реформа 2003 года не привела к значительным изменениям территориальную организацию местного самоуправления. В этом большой плюс. Нам не пришлось ничего ломать.
В последние годы в Российской Федерации наблюдается обратный процесс - сокращение количества муниципальных образований, в первую очередь, за счет объединения сельских поселений. По сравнению с первоначальным, количество муниципальных образований сократилось почти на 1,5 тысячи. Причем, в основном, это произошло за последние 2-3 года. Такой вектор развития является одновременно и закономерным, и настораживающим.  
Укрупнение муниципальных образований - процесс очень неоднозначный. Он может принести позитивные изменения там, где имеются экономические предпосылки и поддержка населения. Одной из основных причин проводимой оптимизации является сложность реализации всех закрепленных за муниципальными образованиями вопросов местного значения, в первую очередь, в связи с недостаточным экономическим потенциалом.
Но механическое объединение убыточных муниципалитетов не сделает их богаче. Этот процесс требует значительного финансового обеспечения, чего не может позволить ни областной, ни местные бюджеты. Оптимизация муниципальных образований должна проходить с учетом выполнения требования Федерального закона о доступности органов власти для населения. Необходимо просчитать и выработать алгоритм действий, прежде чем принимать подобные решения.
Курганская областная Дума ведет постоянную работу по совершенствованию территориальной организации муниципальных образований в рамках действующего законодательства. Но мы избегаем делать каких-либо резких движений в вопросе оптимизации без их предварительной проработки.
Вместе с тем, хотелось бы обратить внимание на вопрос, который по-настоящему является одним из приоритетных. Это комплексное развитие территорий муниципальных образований, что неразрывно связано с принятием документов территориального планирования. Его правовое обеспечение связанно с принятием в 2011 году Закона «О градостроительной деятельности в Курганской области».
К сожалению, на муниципальном уровне ситуация с разработкой документов территориального планирования далека от совершенства.
Анализ, проведенный областной Думой, выявил наиболее острые проблемы, среди которых - отсутствие средств в местных бюджетах, а подчас и отсутствие должного внимания  со стороны руководителей органов местного самоуправления, кадровые проблемы, низкое качество подготовки документов.
Наиболее сложная ситуация наблюдается с принятием правил землепользования и застройки. Из 432-х поселений только в 43-х ведется их разработка, то есть только в 10 процентах муниципальных образований. Правила утверждены только в 5-ти поселениях и двух городских округах.
Рассмотрение этого непростого вопроса уже неоднократно инициировалось областной Думой.
25 сентября на своем заседании областная Дума рекомендовала Правительству области при формировании бюджета на 2013 год предусмотреть расходы на финансирование работ по подготовке документов территориального планирования и градостроительного зонирования муниципальных образований. Напомню, что в 2012 году на указанные цели из областного бюджета было выделено 20 млн. рублей. Органам местного самоуправления муниципальных районов рекомендовано завершить работы по утверждению схем территориального планирования до 31 декабря 2012 года. В те же сроки органы местного самоуправления поселений должны утвердить генеральные планы, правила землепользования и застройки, по которым уже заключены муниципальные контракты.
Законодательство о местном самоуправлении, прежде всего, призвано создать условия для реализации вопросов местного значения в полном объеме.
У нас активно, а подчас даже слишком активно, идет процесс пересмотра объема полномочий муниципалитетов. В сравнении с первоначальной редакцией Федерального закона №131-ФЗ количество вопросов местного значения увеличилось на треть: у поселений - с 22-х до 39-ми,  у муниципальных районов - с 20-ти до 37-х, у городских округов - с 27-ми до 44-х. И это даже с учетом исключения полномочий.
Одним из последних стало полномочие по осуществлению муниципального жилищного контроля поселениями и городскими округами. В связи с этим, на сентябрьском заседании областной Думы приняты законы «О муниципальном жилищном контроле» и «О порядке взаимодействия органа муниципального жилищного контроля с уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор, при организации и осуществлении муниципального жилищного контроля». В соответствии с ними, уполномоченные органы местного самоуправления получили право осуществлять жилищный контроль в отношении муниципального жилищного фонда. В настоящее время они имеют полномочия проверять правомерность решений о создании ТСЖ и внесении изменений в их уставы, решения о выборе управляющих компаний. При наличии оснований уполномоченные должностные лица могут составлять протоколы об административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению нарушений в жилищной сфере. Эти изменения востребованы гражданами, так как в настоящее время они подчас остаются один на один с недобросовестными управляющими компаниями.  
Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения детализированы более чем в 40 отраслевых федеральных законах. И в этом заключается определённая проблема. Многие из полномочий, закрепленных отраслевыми федеральными законами, даже не нашли отражение в перечне вопросов местного значения, определенных Федеральным законом №131-ФЗ. Например, Налоговый кодекс предусматривает обязанность приема местной администрацией денежных средств от граждан в счет уплаты налогов при отсутствии банка. В связи с сокращением банковской системы в сельских территориях это полномочие может привести к дальнейшему увеличению нагрузки на местные администрации. На органы местного самоуправления также возложен регистрационный учет граждан по месту пребывания и жительства при отсутствии органов миграционного учета. В 2012 году в Правительство внесен проект федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», разработанный Министерством внутренних дел. Этим законопроектом предусмотрены новые полномочия муниципальных районов по созданию и обеспечению деятельности комиссий по профилактике правонарушений.
Считаю, что на федеральном уровне необходимо осуществить инвентаризацию отраслевого законодательства на предмет соответствия полномочий, закрепляемых за органами местного самоуправления, вопросам местного значения, обозначенным в Федеральном законе №131-ФЗ и надлежащим образом урегулировать полномочия, не попадающие под вопросы местного значения.
Нельзя забывать о том, что органы местного самоуправления исполняют большой объем государственных полномочий, переданных им законами Курганской области. Принято и действует 16-ть таких нормативных правовых актов. В настоящее время продолжается работа по их уточнению.
Сегодня планируется рассмотреть исполнение двух законов Курганской области, которыми переданы на местный уровень отдельные государственные полномочия - о создании административных комиссий и определении перечня должностных лиц органов местного самоуправления, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.
Это связано как с вопросами материально-технического обеспечения, так и с эффективностью работы на местах. Так из 47-ми статей Закона Курганской области  «Об административных правонарушениях» по 33-ём уполномоченные должностные лица имеют право составлять протоколы по выявленным правонарушениям. По 32-м статьям закона решения о мере наказания выносятся административными комиссиями, которые созданы в муниципальных районах и городских округах.
Вместе с тем, эффективность работы должностных лиц различна. И в этом вопросе необходимо разбираться.
Определенные проблемы ранее возникали с материально-техническим и кадровым обеспечением деятельности административных комиссий. Сегодня мы рассмотрим результаты работы в этом направлении.
Негативную роль играет то, что денежные средства, получаемые от уплаты штрафов, налагаемых административными комиссиями, направляются не в муниципальные бюджеты, а в областной. Тем самым на местах отсутствует материальная  заинтересованность эффективной работы. Но это норма Бюджетного кодекса, а не областного законодательства. Считаю, что необходимо рассмотреть возможность внесения изменений в федеральное законодательство и взимаемые штрафы зачислять в бюджет того муниципального образования, на территории которого имело место административное правонарушение.
Примером эффективного взаимодействия областной Думы и органов местного самоуправления является реализация Закона Курганской области «О дополнительных мерах по содействию физическому, интеллектуальному, психическому развитию детей, защите их здоровья, нравственного и духовного развития». Он, в частности, предусматривает меры по недопущению нахождения детей в ночное время в общественных местах, а также в местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей. В 2011 году, по результатам мониторинга исполнения закона, областная Дума рекомендовала принимать на местном уровне правовые акты, направленные на определение перечня таких запрещенных для детей мест.
Результат есть. На местах принимаются  соответствующие решения. В случае нарушения в отношении родителей и предпринимателей составляются протоколы об административных правонарушениях.
Хотелось бы особо остановиться еще на одном законе, в реализации которого принимают участие органы местного самоуправления.
Ровно год назад принят Закон Курганской области «О бесплатном предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Курганской области». Он направлен на реализацию инициативы Президента России, озвученной в Послании Федеральному Собранию. По нашему закону право на бесплатные земельные участки получили не только многодетные семьи, но и молодые специалисты и бюджетники, работающие в сельской местности, а в 2012 году – ветераны боевых действий. Но его реализация на местах идет непросто, есть много проблем. Поступило почти 1,7 тысяч заявлений граждан о бесплатном предоставлении участков, а выделено только 257 участков.
Мы понимаем, что предоставление такого права определенным категориям граждан означает сокращение доходной базы муниципальных образований, которые ранее реализовывали данные земельные участки с аукционов. Кроме того, органы местного самоуправления должны предоставлять данные земельные участки с наличием хотя бы минимальной инфраструктуры. А это тоже дополнительные затраты бюджетов.
С такими же проблемами столкнулись практически все регионы. Но решать их – наша общая задача.
К сожалению, на протяжении десятилетий не решена задача по достижению соответствия между финансовыми потребностями муниципалитетов по вопросам местного значения и предоставленными им доходными источниками.
Значительную часть доходов местных бюджетов составляют межбюджетные трансферты, что ограничивает финансовую самостоятельность муниципальных образований и ставит их финансовое положение в зависимость от размеров финансовой помощи из бюджетов вышестоящего уровня.
В среднем по России доля средств, передаваемых местным бюджетам из бюджетов вышестоящего уровня  в виде субвенций в целях финансового обеспечения делегированных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий, составляет 39,6 процентов доходов местных бюджетов. В Курганской области в 2011 году доля средств передаваемых органам местного самоуправления для исполнения полномочий Российской Федерации и Курганской области составила 68 процентов от собственных доходов муниципальных образований.  
Но и этого подчас не хватает.
Считаю, что необходимо неукоснительно соблюдать норму статьи 83 Бюджетного кодекса, согласно которой при возложении на органы местного самоуправления новых расходных обязательств либо увеличении имеющихся одновременно должны определяться источники и порядок финансирования соответствующих дополнительных расходов.
В современных условиях большинство муниципалитетов объединяют типичные проблемы: низкий уровень собственных доходов местных бюджетов, нехватка квалифицированных кадров для осуществления муниципального управления,  слабо развитая материально-техническая база, отсутствие четких стратегических целей и приоритетов в социально-экономическом развитии.
В рамках полномочий, определенных федеральным законодательством, в 2011 году внесены изменения в Закон «О бюджетном процессе в Курганской области». В соответствии с ними увеличены единые нормативы отчислений в бюджеты муниципальных районов и городских округов от суммы налога на доходы физических лиц. Увеличение с 10 до 20 процентов налоговых доходов консолидированного бюджета Курганской области от указанного налога.  
Вместе с тем, поступления от местных налогов в сумме составляют всего несколько  процентов от собственных доходов местных бюджетов. По муниципальным образованиям в среднем они равняются 4,8 процентам от земельного налога и 0,2 процентам от налога на имущество физических лиц. Такой объем налоговых доходов по местным налогам, конечно, не может обеспечить финансовую самостоятельность.
Значительно сокращают доходную базу местных бюджетов федеральные льготы, установленные в отношении земельного налога и налога на имущество физических лиц. Их отмена обеспечит не только более справедливое распределение налоговых доходов, но будет способствовать налоговой автономии местных властей, а значит – и ответственности за принимаемые ими решения.
В целом, финансовое положение муниципальных образований в значительной степени зависит от финансовых возможностей субъектов Российской Федерации, размеров межбюджетных трансфертов и налоговых доходов, передаваемых из бюджета региона местным бюджетам, а также от эффективности механизмов их распределения между бюджетами муниципальных образований.  
Существует проблема дифференциации социально-экономического развития муниципалитетов разных уровней и бюджетной обеспеченности.
По данным Минфина России в бюджетах городских округов аккумулируется 65 процентов налоговых доходов, в бюджетах муниципальных районов – 26 процентов и лишь 9 процентов – в бюджетах поселений. Таким образом, наибольшая доля налоговых доходов концентрируется в бюджетах городских округов  и промышленно развитых муниципальных образований. А самая многочисленная категория муниципальных образований - городские и сельские поселения - имеет очень незначительный объем собственных доходов.

Особо острыми являются проблемы обеспеченности доходами в сельских поселениях. Недостаток доходных источников, особенно низкая доля местных налогов в структуре местных бюджетов - общая проблема. Но сельские территории имеют свою специфику. Здесь острота этой проблемы гораздо выше, чем в городах, поскольку большая часть сельского населения имеет низкие доходы и неплатежеспособна (в частности, не имеет объектов для обложения налогами). К тому же сельчане зачастую мигрирует для работы в города или промышленно развитые регионы , где и уплачивает налоги.
Вместе с тем, по инициативе Президента в настоящее время ведется работа по разграничению налоговых доходов и перераспределению их в пользу местных бюджетов.
25 июня подписан Федеральный закон  «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающий совершенствование системы специальных налоговых режимов. В соответствии с ним, до 1 декабря 2012 года будет принят Закон Курганской области о введении патентной системы налогообложения.
Важным нововведением принятого Федерального закона стала норма о зачислении  100 процентов доходов от налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения в бюджеты муниципальных районов и городских округов. Кроме того, в пользу местных бюджетов предусмотрено увеличение поступлений от единого сельскохозяйственного налога с 35 процентов до 50 процентов в бюджеты поселений и муниципальных районов; с 70 до 100 процентов в бюджеты городских округов. В настоящее время единый сельскохозяйственный налог зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты по нормативам 30 и 70 процентов соответственно. В то же время этих законодательных мер явно недостаточно для существенного улучшения финансового положения муниципалитетов.  
Особо остановлюсь на вопросах, связанных с выборными лицами местного самоуправления - депутатах и главах муниципальных образований.
В Российской Федерации на текущий момент избрано 236 тысяч депутатов. Почти 4 тысячи – в Курганской области. Это значительная сила, обладающая большим потенциалом. Муниципальные депутаты должны быть лидерами общественного мнения, аккумулировать инициативы и чаяния граждан, доводить их до сведения органов исполнительной власти, контролировать исполнение. Они должны принимать взвешенные политические решения и нести ответственность за их реализацию.
В последние годы наблюдается тенденция по совершенствованию политической системы и гражданского общества в первую очередь на местном уровне. Одним из таких решений стало стимулирование развития партийной системы.
С 2011 года Законом Курганской области «О выборах выборных лиц местного самоуправления» закреплена обязанность применения на выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов пропорциональной избирательной системы, в том случае, если численность депутатов составляет 20-ть и более человек. Этому критерию соответствуют представительные органы двух городских округов – Кургана и Шадринска. Вместе с тем первый собственный и, как мне кажется, положительный опыт применения смешанной системы на муниципальных выборах был получен еще в 2009 году в Варгашинском районе. В настоящее время его уставом предусмотрено избрание 16-ти депутатов районной Думы по мажоритарной системе и по партийным спискам.
Однако когда принималось решение о том, чтобы распространить пропорциональную систему на муниципальный уровень, в Курганской области было зарегистрировано только 7 региональных отделений политических партий. Даже тогда далеко не все из них были представлены в муниципальных районах. В настоящее время уже зарегистрированы и могут принимать участие в выборах 16 региональных отделений политических партий. И этот процесс продолжается, что свидетельствует, с одной стороны, о гражданской активности, а с другой – о незрелости партийной системы.
В 2012 году политические партии получили значительные преимущества на выборах. В частности, законодательно они освобождены от обязанности сбора подписей избирателей в процессе выдвижения списков кандидатов.
В целях устранения излишне высокого «заградительного барьера» при определении перечня партийных избирательных списков, получивших в ходе выборов депутатские мандаты в представительных органах муниципальных образований, был установлен минимальный процент голосов избирателей. Допускаются к распределению депутатских мандатов только избирательные объединения, которые получат 5 и более процентов голосов.
Мы много говорим о необходимости роста авторитета муниципальных депутатов. Областная Дума уже второй год проводит конкурс представительных органов, выявляет лучших народных избранников. Муниципальные депутаты вовлечены в образовательные семинары, которые организуют специалисты аппарата регионального парламента.  
Считаю, что поднятию статуса муниципального депутата будет способствовать Закон «О выборах Губернатора Курганской области». Он предусматривает непосредственное участие депутатов в  процедуре выдвижения претендентов на высшее должностное лицо Курганской области. Для выдвижения кандидата необходимо обеспечить поддержку не менее 6-ти процентов от общего числа депутатов и глав муниципальных образований. Эта норма должна активизировать работу политических партий на местном уровне, обострить конкуренцию за мандаты депутатов и глав муниципальных образований.
Особо остановлюсь на актуальной для области проблеме. Подчас избыточное перераспределение полномочий на уровень местной власти, большой объем обязанностей и ответственности глав сельсоветов давно и резко контрастируют с возможностями органов местного самоуправления.
Следствием этого становится обострение кадровой проблемы, связанной с досрочным сложением полномочий и нежеланием граждан избираться на должности глав сельских поселений. Число реальных претендентов на эту работу невелико. В области наблюдается негативная тенденция, когда ежегодно досрочно переизбираются почти 10 процентов глав поселений. Если в 2009 году досрочные выборы проводились в 8-ми муниципальных образованиях, то в 2012 году – уже в 36-ти.
Не случайно эти проблемы обсуждались недавно на совещании под руководством Председателя Правительства Дмитрия Медведева в Саратовской области. Высказывались идеи о возможности оптимизации органов местного самоуправления поселенческого уровня. Одни предлагают сократить должности глав сельсоветов и администраций за счет введения кураторов из аппаратов администраций муниципальных районов. Другие высказывают идеи по замене администраций сельских поселений на институт старост, избираемых на общественных началах. В Ульяновской области даже принят областной закон «О сельских старостах». Они скорее являются общественными представителями губернатора, им же и назначаются на основании предложений, принятых на собраниях гражданами, проживающими в сельских поселениях.
Но не хотелось бы в этом вопросе идти, как кажется, по самому простому пути.
Необходимо вести планомерную работу по развитию местного самоуправления, в том числе поддерживая глав муниципальных образований. В настоящее время Правительство области совместно с областной Думой рассматривают возможность разработки проекта закона Курганской области «О статусе выборных лиц органов местного самоуправления».
Федеральным и областным законодательством предусмотрена возможность исполнения полномочий главы местной администрации по контракту. В Российской Федерации такая система реализована в 20-ти процентах муниципальных образований и в 60-ти процентах административных центров регионов. Подобный опыт есть в городе Кургане, где с 2008 года депутаты Курганской городской Думы назначают сити-менеджера.
Вопросы муниципальной службы в Курганской области регулируются тремя законами - «О регулировании отдельных положений муниципальной службы», «О порядке присвоения и сохранения классных чинов муниципальных служащих», «Об утверждении Типового положения о проведении аттестации муниципальных служащих».
На сегодняшний день в Курганской области насчитывается 2746 муниципальных служащих. В Российской Федерации их численность составляет 341 тысяча человек. Таким образом, если в среднем по Российской Федерации на одно муниципальное образование приходится 14 муниципальных служащих, то в Курганской области – 6.
В 2011 году вносились изменения в законодательство, предусматривающие дополнительные гарантии муниципальным служащим, установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за классный чин муниципальных служащих. Кроме того вводились должности муниципальной службы в аппаратах представительных и контрольно-счетных органов.
В настоящее время Правительством области подготовлен законопроект, вносящий изменения в закон «О регулировании отдельных положений муниципальной службы». В соответствии  с ним с 1 октября денежное содержание глав муниципальных образований и муниципальных служащих увеличивается на 6 процентов. В областном бюджете на 2013 год также будет запланировано указанное повышение.
Тем не менее, проблема низкого уровня заработной платы остается по-прежнему на повестке дня.
По данным органов статистики, в среднем по России заработная плата работников органов местного самоуправления составила 23224 рубля, тогда как в среднем по экономике – 25 724 рубля. В Курганской области уровень зарплаты оказался почти в два раза ниже – 12 455 рублей, а средняя по экономике – 15 920 рублей. Таким образом, разница зарплат работника местного самоуправления и средней зарплаты по экономике составила по России 11 процентов, а в Курганской области – 28 процентов.
Актуальной темой остается вопрос, связанный с упрощением предоставления муниципальных услуг для граждан и переводом взаимоотношений граждан с органами власти в электронный формат посредством сети Интернет. Принят и реализуется Закон Курганской области «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг в Курганской области».
Муниципальные учреждения должны предоставлять в электронной форме услуги в сфере образования, здравоохранения, культуры, ЖКХ. Например, прием заявлений о зачислении в детский сад, согласование переустройства и перепланировки жилых помещений, выдача копии финансово-лицевого счета, выписки из домовой книги, справок. В конечном итоге должны быть созданы условия, которые бы позволяли людям не бегать по кабинетам чиновников в поисках документов, особенно если они расположены в разных населенных пунктах.
Непростым является вопрос формирования на муниципальном уровне органов внешнего финансового контроля.
В 2011 году областной Думой принят Закон «О Контрольно-счетной палате Курганской области и отдельных вопросах деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований, расположенных на территории Курганской области».
Специалистами аппарата областной Думы было подготовлено и направлено модельное решение представительного органа муниципального образования «О контрольно-счетной палате» и модельное положение «О контрольно-счетной палате». С муниципальными депутатами проведен обучающий семинар и разъяснены положения федерального и областного законодательства.
В двух городских округах уже существует большой опыт работы контрольно-счетных палат. В настоящее время в муниципальных районах идёт процесс разработки и принятия соответствующих правовых актов об органах внешнего финансового контроля. Есть даже примеры создания контрольно-счетной палаты на уровне сельских поселений.
Вместе с тем, скорее всего, появятся определенные сложности с материально-техническим обеспечением вновь создаваемых муниципальных органов. В условиях дефицитных бюджетов достаточно сложно решать вопросы с увеличением штатов. Кроме того, необходимо будет решать кадровый вопрос, так как существуют определенные квалификационные требования к должностным лицам контрольно-счетных палат.
В Курганской области с 2010 года реализуется Закон «О взаимодействии органов государственной власти Курганской области с ассоциацией «Совет муниципальных образований Курганской области». Он обеспечил правовую основу сотрудничества областной Думы и объединения муниципалитетов. Члены Ассоциации участвуют во всех парламентских мероприятиях, привлекаются областной Думой к обсуждению проектов законов Курганской области, иных нормативных правовых актов по вопросам местного самоуправления.
Следует признать, что в настоящее время межмуниципальное сотрудничество в значительной мере представлено такой формой взаимодействия, как заключение соглашений между муниципальными районами и поселениями о передаче полномочий по решению вопросов местного значения.
Считаю, что потенциал сотрудничества между одноуровневыми муниципальными образованиями и органами местного самоуправления достаточно велик. В реальной практике есть совместные интересы нескольких поселений, нескольких соседних муниципальных районов, в том числе относящихся к различным субъектам Российской Федерации. Считаю, что первым шагом к этому могут стать соглашения о сотрудничестве, которые сегодня планируется подписать между представительными органами муниципальных образований Курганской и Тюменской областей.

Уважаемые коллеги!
Курганская областная Дума, приняв в 2010 году Концепцию взаимодействия с представительными органами муниципальных образований, определила для себя безусловный приоритет в своей работе. Он заключается в том, чтобы совместно решать вопросы местного и регионального значения, используя потенциал областного парламента и представительных органов.
В рамках заключенных с представительными органами соглашений областная Дума проводит экспертизу значимых проектов муниципальных нормативных правовых актов. Нами организуются совместные заседания комитетов областной Думы и комиссий районных и городских дум. За три года проведены Дни депутата областной Думы в пяти муниципальных районах.
Напомню, что согласно Уставу области, представительные органы муниципальных образований наделены правом законодательной инициативы в областной Думе. Хотя и реализуют его крайне редко. За три года было внесено 6 законопроектов.
В 2012 году Шадринская городская Дума подготовила проект федерального закона, который по итогам сентябрьского заседания областной Думы направлен в Государственную Думу.
Информационная открытость деятельности органов местного самоуправления является одним из важных направлений. На региональном уровне мы законодательно не регулируем этот вопрос. Вместе с тем, областная Дума выступила инициатором проекта создания в сети Интернет Портала представительных органов муниципальных образований Курганской области. В настоящее время он успешно работает, выполняя задачи по информированию населения и депутатов о работе представительных органов муниципальных образований.  

Уважаемые коллеги!
В заключение своего выступления подчеркну, что готовность органов власти всех уровней обсуждать насущные проблемы и совместно искать пути их решения является залогом поступательного развития местного самоуправления.
Надеюсь, что наш опыт будет полезен и востребован.
В свою очередь, мы заинтересованы в совершенствовании сложившейся практики с учетом опыта наших коллег из других регионов.
Спасибо за внимание.


Выступление Председателя областной Думы В.Н. Казакова
по теме «О состоянии и перспективах развития законодательства
о местном самоуправлении в Курганской области»,
совместное заседание Совета руководителей
представительных органов муниципальных районов
и городских округов, комитета областной Думы
по региональной политике и местному самоуправлению,
Правления ассамблеи «Совет муниципальных образований Курганской области»
09.10.2012 г., малый зал


Возврат к списку