Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

Выступления депутатов Курганской областной Думы

28.10.2010
Выступление по теме: Официальные выступления

«О состоянии правового обеспечения отношений в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности»



Уважаемые коллеги! Искренне благодарю за то, что Вы откликнулись на наше приглашение принять участие в депутатских слушаниях, посвященных проблемам совершенствования законодательства в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности в Курганской области.

Данное мероприятие мы планировали специально, потому что повышение уровня энергоэфффективности и энергосбережения входят в состав стратегических целей и задач, которые поставил перед нами в своем послании Президент Российской Федерации Д.А.Медведев.
Своевременность нашего обращения к теме энергосбережения подчеркивает и то, что Президент неоднократно возвращается к ее обсуждению. В частности, 26 октября темой заседания Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики, с участием Д.А.Медведева, стало повышение результативности реализации региональных программ энергосбережения и энергоэффективности.

А сейчас чрезвычайно ответственно и предельно конкретно мы будем говорить о проблемах, которые, возможно, даже перезрели.
Необходимо отметить, что попытки регулирования сферы энергосбережения осуществлялись и ранее. Так, еще в 1996 г. был принят Федеральный закон «Об энергосбережении». Однако за более чем 13-летнюю историю его применения стало ясно, что возложенных на него надежд данный федеральный закон так и не оправдал. Связано это было как с общим несовершенством его положений, так и с нежеланием исправлять имеющиеся пробелы и недочеты в рамках принятой концепции закона.

Новые задачи по улучшению и развитию реализации политики энергосбережения были сформулированы в Указе Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. № 898 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики», что и дало толчок к разработке и принятию нового федерального закона об энергосбережении.

Принятый 23 ноября 2009 г. Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…» содержит правовые основы для формирования и реализации мер стимулирования энергосбережения, учитывает особенности энергосбережения в организациях бюджетной сферы, устанавливает меры административного и экономического воздействия на юридические и физические лица за непроизводительное и неэффективное использование энергетических ресурсов.
Позвольте познакомить вас подробнее с основными положениями Федерального закона «Об энергосбережении…».

Прежде всего необходимо сказать, что Федеральный закон «Об энергосбережении» указывает в качестве энергетического ресурса тепловую, электрическую и другие виды энергии, а также воду в системах централизованного водоснабжения.

Государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется в самых разных сферах, в частности, путем установления некоторых требований:
- требований к обороту отдельных товаров, функциональное назначение которых предполагает использование энергетических ресурсов;
- запретов или ограничений производства и оборота в Российской Федерации товаров, имеющих низкую энергетическую эффективность, при условии наличия в обороте или введения в оборот аналогичных по цели использования товаров, имеющих высокую энергетическую эффективность, в количестве, удовлетворяющем спрос потребителей;
- обязанности по учету используемых энергетических ресурсов;
- требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений;
- обязанности проведения обязательного энергетического обследования;

- требований к энергетическому паспорту.

Как видите, перечень сфер, в которых государство пожелало осуществить правовое регулирование, достаточно широк. Закон касается как органов государственной власти, так и организаций и просто граждан.
Таким образом, озаботиться энергосбережением и повышением энергетической эффективности должен каждый !

Энергетическая эффективность при обороте товаров
Федеральным законом «Об энергосбережении» введено новое понятие класса энергетической эффективности, который определяется как характеристика продукции, отражающая ее энергетическую эффективность.
Производимые, импортируемые в Россию товары должны содержать информацию о классе их энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках.
Уже с 1 января 2011 года класс энергетической эффективности должен быть определен для бытовых энергопотребляющих устройств.

Запреты или ограничения производства и оборота товаров
Наиболее известным положением Федерального закона «Об энергосбережении» является постепенный запрет на оборот ламп накаливания.
В частности, с 1 января 2011 года к обороту на территории РФ не допускаются лампы накаливания мощностью 100 Вт и более. С 1 января 2013 года может быть введен запрет на оборот на территории РФ ламп накаливания мощностью 75 Вт и более.
Ключевое слово – «может быть»

Кроме того, не допускается размещение заказов на поставки ламп накаливания для государственных или муниципальных нужд.
Требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений

Следующим важным направлением правового регулирования является установление требований к зданиям, строениям, сооружениям. Они должны соответствовать требованиям энергетической эффективности, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Необходимо отметить, что соответствующий приказ Минрегиона России уже принят, но на сегодняшний день еще не зарегистрирован в Минюсте РФ, в связи с чем и не применяется.
Требования энергетической эффективности не распространяются на следующие здания, строения, сооружения.
1) культовые здания, строения, сооружения;
2) здания, строения, сооружения, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры);
3) временные постройки, срок службы которых составляет менее чем два года;
4) объекты индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящие и предназначенные для проживания одной семьи жилые дома с количеством этажей не более чем три), дачные дома, садовые дома;
5) строения, сооружения вспомогательного использования;
6) отдельно стоящие здания, строения, сооружения, общая площадь которых составляет менее чем пятьдесят квадратных метров;
7) иные определенные Правительством Российской Федерации здания, строения, сооружения.

Требования энергетической эффективности в жилищном фонде
Следующая группа требований затронет многих граждан, так как касается обеспечения энергетической эффективности в жилищном фонде.

Так, например, на фасаде вводимого в эксплуатацию многоквартирного дома застройщик обязан разместить указатель класса энергетической эффективности, а собственники помещений в многоквартирном доме обязаны обеспечивать его надлежащее состояние.
Кроме того, в целях снижения расходов на проведение указанных мероприятий собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать от лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, осуществления действий, направленных на снижение объема используемых энергетических ресурсов.

Требования оснащения приборами учета
Производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета.
Здания и строения, в которых используются энергетические ресурсы, на дату их ввода в эксплуатацию должны быть оснащены приборами учета.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также собственники зданий, строений, сооружений, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу Закона «Об энергосбережении» обязаны завершить оснащение соответствующих объектов приборами учета до 1 января 2011 года.

Программы в области энергосбережения и повышения
энергетической эффективности организаций

Организации с участием государства или муниципального образования обязаны принять программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Требования к таким программам установлены постановлением Правительства РФ "О порядке установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности".
Несоблюдение организациями требования о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности - влечет наложение административного штрафа
30 – 50 тыс. руб. на должностных лиц
50 – 100 тыс. руб. на юридических лиц

Энергетическое обследование

Одним из необходимых механизмов повышения энергоэффективности является энергетическое обследование, так называемый энергоаудит. Это сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Результаты энергоаудита отражаются в энергетическом паспорте.
Деятельность по проведению энергетического обследования вправе осуществлять только лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций.

Обязательные энергетические обследования
Энергоаудит может быть как добровольным, так и обязательным.

Проведение энергетического обследования является обязательным для следующих лиц:
•органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юр. лиц
•организации с участием государства или муниципального образования и другие.
•организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности
•организации, осуществляющие производство и (или) транспортировку воды и энергетических ресурсов
•организации, совокупные затраты которых на потребление энергетических ресурсов превышают 10 млн. руб. за календарный год
•организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов
Указанные лица обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование до 31 декабря 2012 года, последующие энергетические обследования - не реже чем один раз каждые пять лет.

В настоящее время формируется проект бюджета Курганской области. Считаем крайне важным в полном объеме профинансировать целевую программу Курганской области «Об энергосбережении», значительную долю которой составляют мероприятия по энергоаудиту.
Государственные и муниципальные нужды
Федеральным законом установлена обязанность государственных или муниципальных заказчиков размещать заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд в соответствии с требованиями энергетической эффективности этих товаров, работ, услуг.

Правила установления требований энергетической эффективности для различных видов товаров, работ, услуг содержатся в постановлении Правительства РФ и приказе Минэкономразвития РФ.
В частности, первоочередными требованиями являются:
- класс точности приборов учета электрической энергии не менее 0,5
- количество светодиодных ламп не менее 5 %
– класс энергоэффективности для бытовых энергопотребляющих устройств не ниже первых двух наивысших классов

Энергосбережение в бюджетных учреждениях

Начиная с 1 января 2010 г. бюджетное учреждение обязано обеспечить снижение в сопоставимых условиях объема потребленных им воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля в течение 5 лет не менее чем на 15% от объема фактически потребленного им в 2009 г. каждого из указанных ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее чем на 3%

Экономия средств, достигнутая таким образом, может быть использована на нужды учреждения, в том числе на увеличение годового фонда оплаты труда.
Прошу задуматься над этой возможностью, на мой взгляд это очень важно – пока мы не заинтересуем материально, пока люди не проникнуться общей идеей - инициативы наши будут «буксовать». Над этой концепцией надо очень серьезно подумать Финансовому Управлению области.

Также необходимо отметить, что на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики Д.А. Медведев затронул одну из проблем реализации Федерального закона. В частности, он отметил, что руководители бюджетных учреждений зачастую не знают о возможности увеличения годового фонда оплаты труда за счет экономии энергоресурсов.
В связи с этим особую важность приобретает исполнение норм Федерального закона «Об энергосбережении» о создании государственной информационной системы в области энергосбережения.

Государственная информационная система в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности
Государственная информационная система создается и функционирует в целях предоставления заинтересованным лицам, актуальной информации о требованиях законодательства об энергосбережении и о ходе реализации его положений.

Кроме того, информируем, что органами государственной власти и органами местного самоуправления должны регулярно освещаться мероприятия по энергосбережению путем распространения в средствах массовой информации тематических теле- и радиопередач, информационно-просветительских программ о мероприятиях и способах энергосбережения и повышения энергетической эффективности, о выдающихся достижениях в данной области.
Принятие федерального закона «Об энергосбережении» повлекло за собой большое количество изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации.

В заключение хотелось бы отметить, что сегодня можно подвести некоторые итоги исполнения закона и назвать очевидные проблемы, с которыми мы сталкиваемся при его реализации.
Тем не менее, закон вступил в силу, и мы обязаны его выполнять, я уверен, что могут быть как «за» так и «против», но не бывает так, чтобы новации вызывали единодушное одобрение.
Сегодня задача участников слушаний – профессионально обозначить проблемы, возникающие в процессе реализации Федерального закона «Об энергосбережении».

Хотелось бы сказать о том, что мы Ваши активные помощники. Надеюсь, что мы реально сможем вам помочь в том, чтобы задачи поставленные Президентом и Правительством, получили реальное воплощение через наши труды и усилия.
Спасибо за внимание!


Возврат к списку