Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

Выступления депутатов Курганской областной Думы

12.05.2011
Выступление по теме: Законотворчество

Время лозунговой демократии прошло



– Сергей Трофимович, в апреле текущего года исполнилось 105 лет российскому парламентаризму. Как отметили памятную дату?
– Мы поддержали инициативу Госдумы и Министерства образования и науки РФ, – организовать проведение в школах открытого урока, посвященного теме «Развитие парламентаризма в России». По сути, нам предстояло стать «учителями на час». В ходе урока я рассказал учащимся 10-11 классов об истории и развитии парламентаризма, о работе Государственной Думы, Совета Федерации, зауральского парламента и представительных органов муниципалитетов Курганской области. Ребятам было интересно узнать, в том числе и о том, что депутат Государственной Думы четвертого созыва (1912-1917 гг.) Константин Матвеевич Петров содействовал выделению средств на строительство железной дороги через г. Шадринск.

12 апреля исполнилось 17 лет со дня проведения первого заседания Курганской областной Думы. К своему дню рождения Дума получила подарок – новый дизайн Интернет-сайта. Специалисты изменили форму размещения на главной странице наиболее востребованных разделов парламентского интернет-ресурса. Кроме того, за ходом последних заседаний Думы гости сайта могли наблюдать, не отходя от компьютера – в Интернет осуществлялось онлайн-вещание. Эта практика будет продолжена и в дальнейшем.

– Вы представляли интересы избирателей в областной Думе второго, четвертого, а сейчас уже и пятого созыва, и имеете возможность сравнивать, как работалось тогда и как работается сейчас.

– Второй созыв – это один из самых сложных периодов, потому что именно в то время формировался региональный парламент, закладывались основы законотворческой работы, принимались первые социальные региональные программы. Работа в Думах четвертого и пятого созывов – это, по сути, продолжение законотворческой деятельности, начатой в конце 90-х годов прошлого столетия. Время идет, а проблем у наших избирателей становится не меньше. Часть из них приходится решать нам, депутатам.

Отмечу, что в то время было работать сложнее – именно тогда в стране месяцами не выплачивали заработную плату, задерживали пенсии, но, в то же время, интереснее – мы, депутаты, чаще встречались с избирателями, а заседания Думы проходили очень эмоционально и насыщенно. Большинство зауральских парламентариев в то время были беспартийными. В настоящее время в областной Думе созданы четыре фракции, представляющих партии  единороссов, коммунистов, справедливороссов и ЛДПР. Несмотря на многопартийность, особых противостояний в плане подхода к решению вопросов в Думе четвертого, а теперь уже и пятого созыва, не возникало. Ушло время депутатов-крикунов, или, как сейчас модно говорить, лозунговой демократии.

Замечу, что Дума пятого созыва представлена четырьмя депутатами-шадринцами, причем двое из них возглавляют комитет и комиссию. Это позволяет эффективно отстаивать интересы наших земляков при обсуждении тех или иных спорных моментов.

– Вы входите в состав комитета по региональной политике и местному самоуправлению. Какие актуальные вопросы на заседаниях комитета были рассмотрены в последнее время?

– Одним из основных направлений законотворческой деятельности за минувший год стала реализация межрегиональной политики. Так, в частности, в Законе Курганской области «О договорах и соглашениях Курганской области» были уточнены категории субъектов, с которыми Курганская область может вступать в договорные отношения. Кроме того, уточнены полномочия Зауралья в сфере осуществления международных и внешнеэкономических связей, заключения межрегиональных договоров. Определен порядок вступления в силу соглашений, заключаемых органами государственной власти Курганской области.

В рамках социально-экономического партнерства с регионами Украины в сентябре 2010 года приняты законы и подписаны соответствующие соглашения с Днепропетровской областной государственной администрацией и Советом министров Автономной Республики Крым (Украина) о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве.

– Сергей Трофимович, в связи с изменениями федерального законодательства принимались ли решения о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями?

– Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» определил, что полномочия субъекта РФ могут передаваться органам местного самоуправления. В целях проведения эффективной государственной политики приняты 14 законов Курганской области, касающихся данного направления. Отмечу, что переданные полномочия полностью и своевременно финансируются из средств областного бюджета.

Назову лишь некоторые из них. Это полномочия по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения, определение перечня должностных лиц органов местного самоуправления, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях. На территориях, где отсутствуют военные комиссариаты, уточнен порядок передачи государственных полномочий органам местного самоуправления. Также органы местного самоуправления наделены правом назначать и выплачивать единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью. В соответствии с этим законодательно утверждена методика расчета объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета Курганской области для осуществления полномочий по опеке и попечительству и по выплатам единовременных пособий.

– Какие еще региональные нормативно-правовые акты приведены в соответствие с федеральным законодательством?

– Законом Курганской области «О наделении органов местного самоуправления полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния». На реализацию указанных полномочий в текущем году предусмотрено выделение дополнительных средств из областного бюджета.
Принятие закона, касающегося профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, обеспечило финансирование нужд территориальных комиссий по делам несовершеннолетних за счет средств областного бюджета. В том числе на приобретение автоматизированной информационной системы, позволяющей привести к единообразию ведение документооборота и систематизировать базы данных несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации.

– Каким образом областная Дума взаимодействует с органами местного самоуправления?

– Принят Закон Курганской области «О взаимодействии органов государственной власти Курганской области с ассоциацией «Совет муниципальных образований Курганской области». В нем определены основные принципы взаимодействия, а также полномочия органов государственной власти по взаимодействию с ассоциацией. Закон предусматривает создание совещательных органов для выработки решений по вопросам совершенствования местного самоуправления, оказание методического содействия, проведение совместных обучающих семинаров и научно-практических конференций.

– Сергей Трофимович, на что была направлена деятельность комитета областной Думы по социальной политике, членом которого вы также являетесь?

– На законодательное обеспечение повышения уровня жизни населения, развитие системы образования и здравоохранения, физической культуры и спорта, охраны материнства и детства, сохранение культурных и исторических памятников, реализацию молодежной политики.

В частности, приняты Законы Курганской области «О потребительской корзине в Курганской области в 2011-2012 годах», «О величине прожиточного минимума пенсионера в Курганской области на 2011 год». Внесены изменения в Закон Курганской области «О прожиточном минимуме в Курганской области», направленные на приведение в соответствие с федеральным законодательством и законом об областном бюджете.


– По каким категориям граждан бюджет региона взял на себя финансовые обязательства?

– В 2010 году принят Закон Курганской области «О поддержке граждан, усыновивших (удочеривших) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Курганской области». В целях стимулирования процесса усыновления законом установлены дополнительные меры поддержки в виде единовременного денежного пособия. Так, при усыновлении или удочерении выплачивается 100 тысяч рублей; по истечении трех лет после усыновления (удочерения) – 200 тысяч; при достижении усыновленным ребенком 10-летнего возраста – 100 тысяч; при получении ребенком основного общего образования – 150 тыс.; при получении ребенком среднего (полного) общего образования – 250 тысяч; по окончании ребенком общеобразовательного учреждения – 150 тысяч.

Внесены изменения в Закон Курганской области «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье». Установлены дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот, в частности, в сфере образования. Так, сиротам предоставлено право на бесплатное обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования. Сиротам, обучающимся в государственных образовательных учреждениях, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти, а также муниципальных образовательных учреждениях, предоставлено право на бесплатный проезд на городском, пригородном, в сельской местности – на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также на бесплатный проезд один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы. За детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также обучающимися, потерявшими в этот период обоих или единственного родителя,  весь период очного обучения в государственных образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования сохраняется право на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования.

– Осуществляется ли социальная поддержка материнства и детства?

– В соответствии с изменениями, внесенными в Закон Курганской области «О ежемесячном пособии на ребенка», с 1 января 2011 года проведена индексация размера ежемесячного пособия на ребенка с учетом прогнозируемого уровня инфляции. Его размер для малообеспеченных категорий граждан, чей среднедушевой доход не превышает прожиточный минимум – 176 рублей, одиноким матерям – 352 рубля, на детей, чьи родители уклоняются от уплаты алиментов, либо когда взыскивание их не возможно, а так же на детей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву – 264 рубля. В областном бюджете на эти цели заложено более 274 млн. рублей.

В центре внимания депутатов находится Закон Курганской области «О государственной семейной политике, социальной поддержке, защите прав и законных интересов семьи, материнства, отцовства и детства в Курганской области». В законе закреплены понятия «молодая семья» и «многодетная семья».  Молодой семьей признается семья, в которой хотя бы один из супругов не старше 35-летнего возраста. Многодетной семьей признается семья, имеющая в своем составе трех и более детей, в том числе усыновленных, до достижения ими возраста 18 лет, а учащихся дневной формы обучения в учебных заведениях любых организационно-правовых форм – до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста двадцати трех лет. Кроме того, законодательно закреплены полномочия органов исполнительной власти Курганской области в сфере организации и осуществления деятельности по отдыху и оздоровлению детей, меры по организации отдыха и оздоровления детей.

– Сергей Трофимович, каким образом осуществляется социальная поддержка других категорий граждан?

– С 2005 года реализуется Закон Курганской области «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области», который предусматривает освобождение или льготы (компенсации) по коммунальным платежам лицам, работающим в сельской местности в сфере образования, культуры, медицины, физкультуры и спорта, социального обслуживания, а также вышедшим на пенсию. В 2010 году внесены изменения в Закон, в соответствии с которыми с 1 апреля прошлого года меры социальной поддержки в сельской местности для педагогических работников образовательных учреждений и работников физкультурно-спортивных организаций предоставляются в виде выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения взамен мер социальной поддержки, предоставляемой в натуральной форме. Переход от натуральной льготы к денежной компенсации является необходимым условием для получения Курганской областью финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

– Как поддерживают власти региона молодые врачебные кадры?

– В Курганской области молодым специалистам, поступающим на работу в учреждения здравоохранения, расположенные в городах районного подчинения, поселках городского типа районного подчинения, сельсоветах, выплачивается подъемное пособие в сумме 100 тысяч рублей за счет средств областного бюджета; при устройстве на работу в городских округах – 50 тысяч. Ранее выплата подъемного пособия зависела от факта заключения контракта в рамках целевой контрактной подготовки. В 2010 году указанное ограничение было исключено, что позволит привлечь на работу в сельскую местность выпускников медицинских вузов, окончивших их вне целевого заказа.

(Шадринская городская газета "Исеть")


Возврат к списку