Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

Выступления депутатов Курганской областной Думы

10.12.2013

Конституционные основы развития законодательства Курганской области: тенденции и перспективы



25 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации была опубликована и вступила в силу. Это стало отправной точкой становления новых институтов власти и правовой системы. Все субъекты Российской Федерации получили право иметь собственное законодательство и формировать законодательные  органы государственной власти.

В первую очередь необходимо было принять учредительные акты – уставы субъектов Российской Федерации.

В Курганской области работа над Уставом началась еще в 1992 году. Принятие Конституции 1993 года привело к пересмотру всей существующей на тот момент концепции проекта Основного закона. Потребовалось несколько месяцев напряженной работы депутатов, проведение общественных экспертиз, прежде чем 1 декабря 1994 года  областная Дума приняла свой первый законодательный акт – Устав области.

Конституция установила компетенцию Российской Федерации и её совместную компетенцию с субъектами. Вместе с тем, она не содержит четкого перечня вопросов, которые находятся в исключительном ведении регионов. Поэтому наряду с Уставом области, который определил компетенцию органов государственной власти, одними из первых нормативных правовых актов стали законы «О Курганской областной Думе» и «О Главе (Губернаторе) Курганской области».

За 20 лет в субъектах Российской Федерации принято более 160 тысяч законов, разработанных как по вопросам совместного ведения, так и в пределах исключительных полномочий регионов. На 1 декабря 2013 года Курганской областной Думой принято 2346 законов. Вместе с тем, необходимо понимать, что действующих «базовых» законов значительно меньше. В Курганской области их насчитывается всего 193. Именно они составляют основу регионального правового регулирования и являются важным элементом единой правовой системы Российской Федерации.

Вопросы разграничения полномочий между уровнями власти, между Федерацией и её субъектами остаются актуальными и на современном этапе. В последнее время объем правового регулирования по предметам совместного ведения для региональных законодательных органов власти заметно сузился. Это касается, прежде всего, местного самоуправления, жилищной политики, избирательного и административного права, где приоритет имеет федеральный законодатель. До 80 процентов ежегодно принимаемых законов Курганской области направлены на внесение изменений в действующее законодательство. Чаще всего необходимость их принятия является следствием изменения федерального законодательства.

Разработка областной Думой проектов правовых актов сопровождается детальным анализом на соответствие нормам Конституции и федеральных законов. С этой целью совместно с органами прокуратуры и юстиции создана система мониторинга федерального и областного законодательства. Показательным примером эффективности такой работы является то, что в последние годы прокуратура практически не выносит протесты на областные законы. Для наглядности приведу следующие данные. В 2000-2004 годах в областную Думу третьего созыва прокурор области внёс 109 протестов и представлений на законы Курганской области. В период работы Думы четвертого созыва их количество не превысило 7-ми. С 2010 года в Думу пятого созыва внесено всего два протеста прокурора. Это свидетельствует об эффективности совместной конструктивной работы и о высоком качестве принимаемых правовых актов.

Несколько слов о практике разработки кодексов в субъектах Российской Федерации. В первую очередь она касается избирательного, административного, семейного, природоохранного отраслей права. С одной стороны принятие кодексов направлено на гармонизацию региональной правовой системы. Но вместе с тем существует значительный недостаток такой практики. Чаще всего региональные кодексы, стремясь к наиболее полному правовому регулированию,  механически дублируют нормы федеральных законов и даже выходят за пределы полномочий, определенных Конституцией и федеральным законодательством. Именно поэтому в Курганской области такая практика не сложилась и правовое регулирование осуществляется обычными законами.

Конституция Российской Федерации провозгласила приоритет прав и свобод граждан и определила их перечень. Но реальное их закрепление потребовало детальной разработки 160 тысяч региональных и 5 тысяч федеральных законов. Именно они создали общие социальные, политические и экономические условия, которые обеспечивают реализацию конституционных прав и свобод.

В целом динамика развития законодательства Курганской области свидетельствует о том, что на современном этапе отсутствует необходимость простого накопления законодательного массива. За прошедшие 20 лет на основе норм Конституции создана полноценная правовая база. Она требует лишь определенной корректировки.

Главное направление в работе законодателя - повышение качества принятых законов, прогнозирование краткосрочных и долгосрочных последствий их принятия. Именно это должно быть основой деятельности современного законодательного органа государственной власти.


Выступление заместителя Председателя областной Думы А.А. Сапожникова на пленарном заседании научно-практической конференции, посвященной 20-летию Конституции РФ, 10.12.2013 г.


Возврат к списку