Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

Выступления депутатов Курганской областной Думы

10.12.2013

Исторические предпосылки и конституционные основы законотворческой деятельности Курганской областной Думы



Добрый день, уважаемые участники конференции!

От имени Курганской областной Думы поздравляю вас с 20-летием Конституции Российской Федерации. Принятие на всенародном референдуме Основного закона страны стало важным этапом становления российской государственности в конце 20-го века и базой для развития всей современной правовой системы.

Желаю всем нам в рамках работы научно-практической конференции, посвященной этой юбилейной дате, плодотворного обсуждения и новых творческих достижений.

Позвольте перейти к теме моего выступления.

Современное развитие России в качестве федеративного государства основывается на правовых принципах, заложенных в нормах Конституции, принятой 12 декабря 1993 года. Она определила новый статус территорий, общие основы системы органов государственной власти и полномочия её различных уровней. Впервые в истории региональные представительные органы получили право принятия законов субъектов Российской Федерации.

Идеи федерализма и принципа «разделения властей» за последние сто лет приобрели в России довольно непростую историю.

В 1906 году впервые был учреждён двухпалатный парламент, который являлся законодательным органом государственной власти. Его членами в разные годы избирались 9 зауральцев. На протяжении 11-тилетней истории российского парламента три созыва Государственной Думы из четырех были распущены досрочно.

В 1917 году в результате первых демократических выборов был сформирован новый парламент - Всероссийское Учредительное собрание. Зауралье в нём представляли три депутата. Но спустя один день после начала своей работы парламент прекратил деятельность.

В дальнейшем почти 75 лет вся полнота государственной власти принадлежала Советам депутатов.

1918 год знаменателен тем, что в России произошёл переход от унитарной модели государственного устройства к федеративной. Практически все основные политические силы того времени в своих программах провозглашали необходимость предоставления больших прав и полномочий территориям и местным органам власти. Но были и существенные различия. Большевики ориентировались на построение федерации с централизованной системой государственной власти, жестко подчиненной одной партии и одной идеологии. Их идейные противники в основном придерживались модели построения федеративной демократической республики.

Показательным примером этой альтернативы являлась попытка образования в 1918 году так называемой «сибирской автономии».

Общественные и политические объединения, представлявшие сибирские регионы, в том числе и Зауралье, выступили с инициативой предоставления Сибири прав автономии в составе Российской республики. Законодательной властью наделялась Сибирская областная Дума. Одним из её организаторов выступил наш земляк, ученый и общественный деятель Александр Васильевич Адрианов. Депутатами сибирского законодательного органа власти также являлись наши земляки - Андрей Александрович Балакшин, председатель Союза сибирских маслодельных артелей, и Трофим Владимирович Баранцев, член Всероссийского Учредительного собрания.

С Сибирской Думой Зауралье связывает и её политический символ - бело-зеленое знамя. Именно эти цвета присутствуют на официальном флаге Курганской области, в некотором смысле подчеркивая историческую преемственность.

Интересно, что по своему правовому статусу Сибирская областная Дума во многом сходна с современными законодательными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Но в условиях Гражданской войны предлагаемая альтернатива осталась не реализованной. Уже в ноябре 1918 года адмирал А.В.Колчак произвел политический переворот, а в 1919 году антибольшевистская коалиция в Сибири потерпела поражение.

В тех исторических условиях Сибирская областная Дума так и не стала реальной альтернативой новой модели государственного устройства - власти Советов.

Созданные большевиками Советы депутатов образовали единую систему органов государственной власти.

Принятие законов являлось исключительной прерогативой высших органов государственной власти - всероссийских и всесоюзных съездов Советов, Верховных Советов и Съездов народных депутатов. Сформированные в 1989-1990-ом годах Верховные Советы СССР и РСФСР также получили статус законодательных органов государственной власти.

Региональные и местные Советы народных депутатов оставались органами представительной власти, не имея полномочий по принятию законов. Вместе с тем, ими был накоплен большой опыт разработки программ социально-экономического развития и осуществления контроля за их реализацией.

Политический кризис начала 1990-х годов привел к распаду Советского Союза, к ликвидации системы советских органов власти и формированию новой модели государственного управления. Принципы «разделения властей» и федерализма, провозглашенные в Сибири еще в 1918 году, стали основополагающими идеями новой Конституции.

Несколько слов об этапах становления Курганской областной Думы.

12 декабря 1993 года на всероссийском референдуме принята Конституция Российской Федерации. Она предусматривала формирование новой системы органов государственной власти, в числе которых особое место заняли региональные парламенты.  

6 января 1994 года Курганский областной Совет народных депутатов принял «Временное положение о представительном органе государственной власти Курганской области (Курганской областной Думе)» и «Положение о выборах в представительный орган государственной власти Курганской области (Курганскую областную Думу)».

27 марта 1994 года прошли выборы депутатов областной Думы, а её первое заседание – 12-го апреля. Избранная на два года, она была призвана сформировать правовые основы управления и социально-экономического развития Курганской области.

Принятие Государственной Думой Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в целом завершило процесс формирования региональных парламентов.

1 декабря 1994 года областная Дума приняла первый закон, предусмотренный Конституцией Российской Федерации - Устав Курганской области. В феврале 1995 года вступили в силу законы Курганской области «О Курганской областной Думе» и «О порядке подготовки, принятия и введения в действие законов и иных нормативно-правовых актов».

Вместе с тем, продолжался поиск моделей организации законодательных органов государственной власти. В некоторых регионах принимались решения об образовании двухпалатных парламентов, о переходе от мажоритарной избирательной системы к пропорциональной. Изменялся численный состав депутатского корпуса. Некоторые регионы пошли по пути организации работы депутатов на профессиональной освобожденной основе.  

Курганская областная Дума также прошла определенный путь развития. Численность депутатов увеличилась с 25 до 34-х. На смену мажоритарной избирательной системе пришла «смешанная». Законотворческая деятельность депутатов организована как в постоянных комитетах, так и в депутатских объединениях – фракциях. Если ранее на освобожденной основе работали до 11 депутатов, то в настоящее время всего два – Председатель и первый заместитель.

Несколько слов о реализации деятельности областной Думы.

Процесс разграничения полномочий органов государственной власти оказался весьма непростым, а порой и противоречивым. Во многом это связано с тем, что предметы ведения субъектов Российской Федерации были установлены Конституцией по «остаточному принципу». Она четко определила полномочия Российской Федерации и пределы совместного ведения с субъектами. Но вместе с тем ничего не сказала об исключительных полномочиях регионов.

Во второй половине 1990-х годов развитие законодательства в субъектах Российской Федерации характеризовалось стремлением к расширению своих прав. Некоторые регионы предусматривали право выхода из состава России, устанавливали собственный правовой статус в качестве суверенных государств. Внешней стороной этих процессов стало наименование высших должностных лиц многих субъектов Российской Федерации президентами, а законодательных органов – Государственными Думами.

С другой стороны, широкое толкование норм Конституции приводило к тому, что Государственная Дума фактически в одностороннем порядке принимала законы, изменяющие пределы ведения федеральных и региональных органов государственной власти. Субъекты Российской Федерации наделялись полномочиями, не обеспеченными финансовыми ресурсами. Некоторые эксперты с опасением говорят о том, что в рамках реализации вопросов совместного ведения институт законотворчества в субъектах Российской Федерации утрачивает свою содержательную сторону. Региональные законы, находясь в подчиненном положении по отношению к законам федеральным, фактически становятся их техническим приложением. И действительно, в настоящее время до 80 процентов областных законов принимается как следствие корректировки норм федеральных правовых актов.

Законотворческий процесс в областной Думе ведется достаточно интенсивно. За прошедшие 20 лет принято 2 346 законов. То есть в среднем ежегодно разрабатывается и вступает в силу более сотни нормативных правовых актов. В настоящее время действуют 192 базовых закона, принятых по вопросам совместного ведения с Российской Федерацией и в пределах исключительного ведения Курганской области.

Областная Дума участвует в формировании федерального законодательства как путем делегирования своего представителя в Совет Федерации, так и в рамках правотворческой работы.

В соответствии со статьей 104 Конституции она обладает правом законодательной инициативы в Государственной Думе. Областная Дума также определяет свою позицию по проектам федеральных законов, направляемых нам на согласование.

За прошедшие годы зауральский парламент подготовил и направил в Государственную Думу 108 проектов федеральных законов. Дума пятого созыва внесла 5 законопроектов, и один из них уже получил статус федерального закона.

В 2008 году областная Дума приняла участие в процедуре внесения изменений в Конституцию, касающихся увеличения сроков полномочий Президента и Государственной Думы, а также усиления контрольных полномочий Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации.

Областная Дума наделена полномочиями по осуществлению парламентского контроля. В рамках этой работы ежегодно заслушиваются отчеты Губернатора области о деятельности Правительства, на пленарных заседаниях рассматриваются информации об исполнении законов и реализации государственных программ. При областной Думе действует Центр мониторинга законодательства и правоприменения.

Уважаемые участники конференции!

Одним из основополагающих принципов российской Конституции является обеспечение единства правовой системы и системы государственной власти при сохранении широких полномочий субъектов Российской Федерации.

Конечно, далеко не всегда региональное государственное строительство соответствовало общим принципам, установленным Конституцией и федеральным законодательством. Но к настоящему времени уже проведена большая работа по её унификации, что даёт положительные результаты.

Остается актуальным вопрос разграничения полномочий между уровнями власти. Считаю, что его нельзя считать завершенным.

За прошедшие годы Курганской областной Думой накоплен значительный опыт работы. Это стало возможным благодаря взвешенной позиции депутатского корпуса и конструктивному взаимодействию с Федеральным Собранием и региональными парламентами, с Правительством области, органами местного самоуправления и институтами гражданского общества.  

Спасибо за внимание.


Выступление Председателя областной Думы В.П.Хабарова на пленарном заседании научно-практической конференции, посвященной 20-летию Конституции РФ, 10.12.2013 г.


Возврат к списку