Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

Как поддержать отечественного производителя лекарств?

Поиск ответа на этот вопрос продолжают члены комитета по экономической политике Курганской областной Думы.

Рубрика: Комитет по экономической политике
04.06.2010


Работа предприятий промышленности остается в сфере внимания депутатов Курганской областной Думы. После рассмотрения на заседании комитета по экономической политике обращения руководителя предприятия медицинских препаратов и изделий «Синтез» Виталия Пшеничникова о ситуации на предприятии и в фармацевтической отрасли, была создана рабочая группа по совершенствованию государственного регулирования цен на продукцию российских производителей лекарственных средств. Возглавил ее председатель комитета по экономической политике Евгений Кафеев.

В мае члены рабочей группы посетили комбинат «Синтез» и отметили высокий уровень организации производства и условий социального комфорта работающих на предприятии 4 тысяч курганцев. «Синтез» выпускает 232 наименования изделий, причем 168 (больше половины) из них входят в перечень жизненно необходимых лекарственных средств, определенный Правительством России. Годовой объем производства превышает 3 млрд. рублей. Предприятие активно развивается, ведет модернизацию производства на основе новейших технологий. Что же волнует производителей отечественной фармацевтической промышленности?
Тревожит их сохранение в России неравных условий для работы на фармацевтическом рынке российских и иностранных производителей, что не способствует решению важнейшей государственной задачи – обеспечения населения доступными, эффективными и безопасными лекарственными препаратами в рамках действующего Федерального закона «О лекарственных средствах».

Вот как комментирует ситуацию председатель комитета Курганской областной Думы по экономической политике, руководитель рабочей группы Евгений Кафеев:

- По предложению руководителя мы посетили комбинат «Синтез», познакомились с производством, обсудили вопросы ценообразования и реализации продукции, затронули тему создания механизмов, при которых отечественная отрасль фармацевтики сможет работать стабильно и рентабельно. Получился заинтересованный разговор.

Дело в том, что покупателю, по сути, не важно, какую наценку сделала аптечная сеть, их волнует — по какой цене им предлагают купить лекарство. То есть для решения важнейшей государственной задачи – обеспечения населения качественными и доступными по цене лекарствами, надо смотреть не только соблюдение торговой наценки, но и уровень цен на лекарства, которые поступают в аптеки.

Сейчас цена на лекарства, производимые на территории России, держится на уровне соответствующего периода прошлого года. То есть без учета инфляции, повышения цен на энергоносители. Кроме того, изготовление лекарств в России очень строго контролируется на каждой стадии, в то время как качество импортного лекарства – только декларацией. Мы верим странам-производителям, но среди них есть такие, как Китай, Индия. Существует ли там такой же строгий контроль производства лекарственных средств? Но дело даже не в этом. Наша задача – сделать так, чтобы население получало качественное и недорогое лекарство, а отечественные производители могли развиваться и иметь рынки сбыта. Обе эти проблемы тесно связаны и решать их надо с участием всех уровней власти.

Одно из направлений – совершенствование методики расчета цены на лекарство, которая регулируется государством. Пока методика сформулирована таким образом, что может привести не только к снижению производства на комбинате, но и в итоге к исчезновению в аптеках дешевых лекарств. Дело в том, что в России сформирован перечень жизненно важных лечебных препаратов, где по каждой позиции существует несколько взаимозаменяемых аналогичных лекарств (отечественных или импортных). Так как цена на отечественный продукт регулируется государством на уровне завода-изготовителя, лекарственные препараты, произведенные в России, обычно намного дешевле. Тем не менее, торговая наценка на них допускается практически такая же, как и на дорогие лекарства.

Возьмем, например, два равнозначных лекарства, присутствующих в перечне. Одно дешевое – до 50 рублей, другое – дорогое – за 500. Максимальная наценка в первом случае составит 38% — 19 рублей, во втором – 32% — 160 рублей. Как вы думаете, какое лекарство из этого перечня выберет аптека для продажи? Конечно, дорогое. И это не будет нарушением закона, потому что оба лекарства есть в перечне.

Сегодня иностранные производители включают в себестоимость затраты на рекламу своей продукции и имеют очень большую пиар-поддержку. Мы это наблюдаем постоянно. В результате у покупателей зарождается уверенность, что все, что наше – некачественное, а лучше купить, дорогое импортное. Многие, наверное, уже слышали в аптеках стандартную фразу: «Что будете брать: дешевое или хорошее?»

Отечественные же производители не имеют права включать в себестоимость даже транспортные расходы. В результате в этом году «Синтез» вынужден был отказаться от поставок некоторых своих дешевых препаратов в больницы на дальние расстояния. То есть, если сохранить существующую методику регулирования цен на лекарственные изделия, очень быстро в аптечной сети дешевые лекарства исчезнут совсем.

Самый простейший способ сохранения дешевых и качественных лекарств – исключить иностранные аналоги из перечня жизненно необходимых лекарственных средств, если есть такие же по качеству и свойствам отечественные. Пусть импортные лекарства продаются свободно, но не через обязательный перечень. Необходимо также позволить развиваться отечественной фармацевтической промышленности и на равных конкурировать с импортными производителями. Думаю, рабочая группа предложит областной Думе обратиться в Правительство России с просьбой пересмотреть методику определения отпускных цен на лекарственные изделия.

Со своей стороны мы намерены продолжить контролировать ситуацию и рассмотреть возможные формы налоговой или инвестиционной поддержки предприятия.


Дата создания: 04.09.2018 13:24:13



Возврат к списку